8 объединений производителей и импортеров пищевой продукции и товаров народного потребления предложили государству диалог.
"Позиция бизнеса по маркировке была выражена в письме Нацпалаты "Атамекен" на имя премьер-министра Олжаса Бектенова от 12 ноября 2024 года. В свою очередь советник президента Куанышбек Есекеев направил на ваше имя предложения об ускорении процесса маркировки и обеспечения прослеживаемости в Казахстане, а также о расширении перечня товарных групп (письмо от 20 ноября 2024 года), по которому были соответствующие поручения премьер-министра", — написал Альянс в своем открытом письме Касым-Жомарту Токаеву.
Отстаем от соседей
Что же сказано в аналитической записке Есекеева президенту, наделавшей шума в стане производителей?
"В нашей стране маркировка товаров начата в 2020 году и на сегодня обязательная маркировка внедрена по трем товарным группам: табачная и обувная продукции, лекарственные средства. Маркировка табачной продукции позволила выявить нелегальную продукцию на сумму более 15 млрд тенге (с 2022 года), и это в условиях запрета проверок розничной торговли (мораторий с 2020 по 2023 годы). Маркировка обуви обеспечила рост поступлений в бюджет по НДС и таможенным пошлинам с 7,8 млрд тенге в 2021 году до 30,7 млрд тенге в 2023 году (на 293%). Введенная с 1 июля 2024 года маркировка и прослеживаемость лекарственных средств послужила триггером для ускоренной цифровизации оборота лекарственных средств, особенно внутренних процессов, интеграции систем и создание сквозной системы прослеживаемости. Однако по сравнению со странами СНГ и ЕАЭС, Казахстан значительно отстает в части маркировки товаров, что негативно влияет на экспортный потенциал страны", — отметил Куанышбек Есекеев в своей аналитической записке главе государства, назвав маркировку "одним их эффективных инструментов в борьбе с теневой экономикой".
Он также привел в пример опыт соседних стран. В России, например, маркировка внедрена по 19 товарным группам, и на подходе маркировка еще 20 видов товаров.
"Благодаря успешному внедрению маркировки Российской Федерации удалось добиться значительного обеления рынков на величину от 11% до 56% и существенно повысить качество продукции от 62,2% (одежда) до 97,8% (обувь). В результате общий экономический эффект маркировки в России (включая повышение собираемости налогов, доходов субъектов бизнеса и др.) составил 1,1 трлн рублей", — говорится в письме.
По Казахстану же советник президента указал на недостатки в сфере торговли и призвал "принятие в ближайшее время кардинальных мер":
• Принять до конца текущей сессии находящиеся в мажилисе законы "О внесении изменений и дополнений в Кодекс "Об административных правонарушениях", предусмотрев введение с 1 июля 2025 года административной ответственности за продажу товаров без кодов маркировки и "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам защиты прав потребителей", предусматривающий упрощение подходов по введению маркировки и прослеживаемости товаров;
• Расширить и утвердить перечень товаров подлежащих маркировке на основе выявленных Агентством по стратегическому планированию и реформам РК товарных групп и приступить к их маркировке в 2025 году;
• Совместно с Генпрокуратурой, ВАП АСПиР и АФМ пересмотреть подходы по определению перечня товаров, подлежащих маркировке и организации проверок по фактам нарушений требований по аналогии с подходами других государств-членов ЕАЭС;
• Утвердить методику оценки эффектов для экономики от внедрения маркировки и прослеживаемости товаров.
Рост цен неизбежен?
У производителей и импортеров Казахстана паника – маркировка, по их мнению, приведет к значительному удорожанию себестоимости конечной продукции, поскольку дополнительное оборудование на каждую производственную линию составляет от 20 до 60 млн тенге, а цена одной марки с учетом дистрибуции возрастает с 3 до 12 тенге по каждой единице товара. Об этом бизнес-ассоциации заявили на пресс-конференции, прошедшей 5 декабря в Алматы.
В своем открытом обращении к президенту они подчеркнули, что в качестве обоснования усиления мер по маркировке в аналитической записке советника приведены данные по результатам уже введенных в проект товарных групп с 2020 года.
"Бизнес категорически не согласен с положительной оценкой пилотных проектов и уровня нелегального "серого" оборота по вышеуказанным товарным группам по следующим причинам: итоги уже проведенных пилотов в отраслях молочной продукции и безалкогольных напитков показали рост себестоимости продукции на 29%, а его дальнейшее движение по товаропроводящей цепи — еще на 10%. При необоснованной стоимости марки — 3 тенге за единицу продукции, ее нанесение, например, в сегменте обуви вызовет расходы от 550 тенге с каждой пары до нескольких тысяч тенге у малых предпринимателей", — указали авторы обращения.
Они также привели контраргумент на "успешный опыт стран ЕАЭС" - в России только в сфере бутилированной воды из-за невозможности внедрения маркировки уже закрыли свой бизнес более 60% микропредприятий, а при опросе участников рынка еще более 20% опрошенных заявили о вероятном закрытии бизнеса.
"В случае с Казахстаном посредством маркировки так и не удалось решить проблему нелегального оборота в табачной отрасли: по данным исследования Nielsen, в 2021 году нелегальный оборот составлял 3%, а уже в 2023 году — 9%. Это при том, что представители табачной индустрии добровольно и активно содействовали в запуске обязательной маркировки", - сказано в обращении к президенту.
Производители и импортеры считают, что вопросы по маркировке государству следует отложить до принятия нового Налогового кодекса и получения первых результатов его действия. Они напомнили инициаторам скорейшего внедрения маркировки на все предлагаемые группы товаров, что Казахстан успешно внедрил инструменты по обеспечению прослеживаемости и полноты уплаты налогов.
"Комитет госдоходов Минфина первым среди стран ЕАЭС внедрил эффективные методы встречного контроля НДС через выписку счетов-фактур. Этот и подобные инструменты успешно развиваются и перешли в цифровой формат в виде ЭСФ, электронной таможенной декларации и кассовых аппаратов с функцией передачи данных. Анализ полученных данных уже сейчас позволяет обеспечить прослеживаемость товарных групп. На рынке уже имеется ряд технических решений, предлагаемых операторами — участниками телекоммуникационного рынка – без взимания оплаты за каждый QR код, в том числе АО "Информационно-учетный центр" Министерства финансов. Бизнес готов предметно обсудить подобные подходы к маркировке по принципу «невидимый полицейский", — заявили авторы обращения к президенту.
"Марки Мусина"
Ранее депутат мажилиса Мурат Абенов выступил с резкой критикой тотальной маркировки самых популярных для населения товаров.
"Багдат Мусин (глава "Казахтелекома", — Авт.), продвигавший "Сбер", теперь пытается через административное наказание заставить пользоваться частной иностранной платформой по маркировке товаров ("Казахтелеком" – единый оператор маркировки в Казахстане, — Авт.). По сути есть попытка ввести новый налог на покупки, каждый из нас должен будет оплатить "марки Мусина". Как стало известно уже на этапе рассмотрения в мажилисе рабочей группой поправок в КоАП, была одобрена новая поправка, которой не было в правительственном варианте. Поэтому для меня прошла незамеченной в виде статьи 196-1 «Незаконная продажа товаров, подлежащих маркировке контрольными (идентификационными) знаками или материальными носителями», которая предусматривает административное наказание в виде штрафа. Узнал я об этом совершенно случайно, когда мне на прием в прошлый вторник пришли представители "Казахтелекома" и предложили стать инициатором поправок, которые будут вводить обязательное наличие маркировки через Закон о защите прав потребителей. В разговоре они упомянули, что основную работу "Казахтелеком" провели, штрафы за маркировку уже скоро введут. Для меня это было полной неожиданностью, так как таких поправок в правительственном варианте КОАП не было", — написал депутат на своей странице в Facebook.
По его мнению, с приходом Багдата Мусина на пост руководителя "Казахтелекома" инициатива принудительного внедрения маркировки набрала обороты. Абенов задался вопросом, зачем Казахстану десятки тысяч сотрудников таможни, которые должны бороться с контрабандой, комитета техрегулирования, которые должны бороться с поддельной и некачественной продукцией, и налоговиков, отслеживающих уплату налогов, если ситуацию спасут только платные для бизнеса и потребителя марки, которые печатает частная компания?
Бизнес таких вопросов не ставит, он просит государство подойти к маркировке взвешенно и обдуманно, чтобы не "убить" реальный сектор экономики.
Александра Алёхова, фото Акорды, parlam.kz и gov.kz