По итогам 2023 года в казахстанских аэропортах было обработано 150 тысяч тонн грузов. Сейчас прорабатываются меры по увеличению объемов обработки грузов в аэропортах страны в два раза к 2028 году, а к 2030 году планируется довести этот показатель до 500 тысяч тонн.

Для реализации этих планов потребуется модернизация инфраструктуры аэропортов. Поэтому уже запланированы работы по обновлению пассажирских и грузовых терминалов, топливозаправочных комплексов, взлетно-посадочных полос, обновлению техники, а также созданию центра технического обслуживания и ремонта самолетов (MRO на базе аэропорта Актау). Сроки проведения этих работ министр не озвучил.
При этом в Казахстане все еще проблемным вопросом является обеспечение аэропортов авиационным топливом. Аэропорты закупают топливо у соседних стран, при этом казахстанские авиакомпании заправляются отечественным авиационным топливом. Для решения проблемы дефицита топлива предлагается определить Единого оператора на базе ТОО "КазМунайГаз-Аэро". Министр отметил, что это позволит "исключить неэффективных посредников, стабилизировать поставки и предложить доступные цены на авиационное топливо для транзитных рейсов через территорию Казахстана за счет закупки крупных объемов".

"Помимо грузового авиационного хаба, компании YDA, Turkish Technic и ASFAT планируют строительство на территории аэропорта центра технического обслуживания и ремонта самолетов (Maintenance, Repair, and Overhaul) и учебных центров. Центр технического обслуживания будет обслуживать гражданские и военные самолеты Казахстана, России и стран Центральной Азии (411 пассажирских ВС гражданской авиации: Казахстана, РФ, Узбекистана, Туркменистана, Кыргызстана и Таджикистана). В результате реализации этих мер грузоперевозочная мощность аэропорта увеличится до 200 тысяч тонн в год, а годовой оборот составит 520 миллиардов тенге", — рассказал Карабаев.
Также продолжится работа по развитию пассажирских перевозок. В этом направлении министерство одной из новых возможностей видит перевозку грузов на пассажирских самолетах по принципу Belly Cargo (грузы перевозятся в грузовых отсеках пассажирских самолетов). В этом случае, подчеркнул Карабаев, уже внедренный режим "Открытое небо" демонстрирует дополнительные положительные результаты.
"Для увеличения транзитного пассажиропотока рассматриваются возможности освоения российского авиационного рынка. Для этого закупаются магистральные самолеты типа Dreamliner. В результате принимаемых мер к 2030 году планируется:
- увеличение транзитного пассажиропотока до 1,5 миллиона человек;
- увеличение грузоперевозочной мощности аэропортов до 730 тысяч тонн в год;
- расширение авиапарка до 119 самолетов, что позволит увеличить транспортную мощность в 2,2 раза", — уточнил министр.
Арина Александрова, фото primeminister.kz и aktau-airport.kz