Разработчиком обновлённого стандарта выступил Казахстанский дорожный научно-исследовательский институт (КаздорНИИ). Испытания и научные исследования, легшие в основу изменений, проводились учеными и специалистами Института с учётом реальных условий эксплуатации дорог и актуальных международных требований.
Из стандарта официально исключается показатель водонасыщения переформованных образцов асфальтобетона.
«Решение основано на результатах лабораторных исследований, которые показали, что: при повторном формовании асфальтобетонных образцов происходит интенсивное дробление щебня - до 18% при стандартном уплотнении. Это влияет на структуру материала и искажает результаты испытаний, делая показатель водонасыщения нерелевантным», – отметили в «КаздорНИИ».
Для подрядчиков и производителей это означает: внедрение современных методов контроля, адаптированных к реальным условиям; минимизацию рисков некорректных испытаний; чёткие и предсказуемые технические требования; сокращение затрат за счёт повышения надёжности дорожного покрытия.
Дополнительные изменения включают в себя, пересмотр температурного режима укладки смеси; уточнение по коэффициенту уплотнения; конкретизацию требований к сцеплению каменного материала с битумом; расширение области применения смесей на аэродромы, городские улицы, промышленные объекты.
Как подчёркивают специалисты, разработка и пересмотр таких нормативов требует обязательного участия профильных научных институтов, использования инструментальных испытаний и комплексных исследований. Такой подход позволяет обеспечить не только соответствие международным требованиям, но и учитывать специфические климатические и эксплуатационные условия Казахстана в реальном времени.
Ланга Черешкайте, фото министерства транспорта РК