Премьер-министр Олжас Бектенов, отвечая 2 декабря на депутатский запрос группы сенаторов о государственном долге, отметил, что разработка долгосрочного прогноза на 10 лет предусмотрена новым Бюджетным кодексом. В его проекте так же предусмотрена норма о предоставлении анализа конъюнктуры международных рынков долгового капитала, определяющей потенциальные возможности для привлечения правительственного внешнего заимствования.
Вопросы к главе кабмина на пленарном заседании озвучил депутат Султанбек Макежанов, а под запросом подписались еще 6 его коллег. В документе они отмечают, что рост совокупного госдолга за последние пять лет составил в среднем 12%. "Жангырган Отан" ранее рассказывал о том, что формально государственный долг Казахстана на 1 октября 2024 года находился в безопасных пределах и составил 30 504,8 млрд тенге или 22,6% к ВВП (при установленном лимите в 32% к ВВП).

"Так, в 2025 году планируется привлечь 7,7 трлн тенге, из них 6,4 трлн тенге – внутренние займы, 1,3 трлн тенге – внешние. Причем необходимо отметить, что правительством в данном направлении не раскрывается информация о намерениях по привлечению заемных источников финансирования с указанием ставки, сроков и источников, что свидетельствует о непрозрачности заимствований. Также существует вероятность нарушения целевых значений расходов по государственному долгу в размере 10% от расходов республиканского бюджета, установленные Концепцией управления государственными финансами Республики Казахстан до 2030 года, поскольку данный показатель уже приближен к критической отметке. Так, в 2024 году – 8,4%, 2025 году – 9,7%, в 2026 и 2027 годах по 9,9%", — отметили депутаты в своем запросе в адрес Бектенова.
Они обратили внимание главы правительства на необходимость принятия серьезных мер по соблюдению ковенантов, установленных Концепцией.
Во-первых, усилить мониторинг эффективности имеющихся займов и анализ целесообразности новых заимствований, а также контроль за динамикой расходов по ним.
На что Олжас Бектенов ответил, что центральные и другие госорганы, ответственные за реализацию проектов, обязаны ежеквартально отчитываться в правительство согласно утвержденных 13 апреля 2022 года правил с предоставлением аналитической записки по освоению средств государственных внешних займов. А целесообразность новых заимствований находится под контролем Координационного совета по сотрудничеству правительства с международными финансовыми организациями.
Во-вторых, по мнению сенаторов, кабмину следует "определиться с концепцией управления совокупным государственным долгом страны, а также долгом квазигосударственного сектора".
На это у премьер-министра тоже нашелся ответ. Так, ежегодно правительство одновременно с проектом закона о республиканском бюджете представляет в парламент аналитический отчет о бюджетных рисках и долгосрочной устойчивости госфинансов, а также данные о состоянии государственного и гарантированного государством долга.
"В целях совершенствования и эффективного управления обязательствами государства в рамках проекта Бюджетного кодекса предусмотрена разработка Долгосрочного прогноза развития Республики Казахстан на 10 лет, в который будут включены варианты внешних и внутренних условий развития, оценка социально-экономического эффекта, риски, в том числе оценка устойчивости и прогноз параметров государственных финансов. Кроме того, в проекте нового Бюджетного кодекса предусмотрена норма о предоставлении анализа конъюнктуры международных рынков долгового капитала, определяющей потенциальные возможности для привлечения правительственного внешнего заимствования", — указал Олжас Бектенов в ответе на депутатский запрос.
В-третьих, сенаторы указали правительству на необходимость обеспечения транспарентности информации по госдолгу в разрезе реализуемых за счет заимствования проектов с оценкой достигнутого социально-экономического эффекта.
А глава кабмина указал на трехуровневую систему отбора проектов перед началом их реализации – Координационным советом, Миннацэкономики и парламентом (через ратификацию отобранных бюджетных инвестпроектов). Ну а правительство ежеквартально мониторит освоение денег.
В-четвертых, депутаты считают важным закрепить на законодательном уровне понятий и критериев отнесения расходов к антикризисным и социально-значимым неокупаемым проектам, планируемым к финансированию за счет целевых трансфертов из средств Нацфонда.
Олжас Бектенов ответил им, что в проекте Бюджетного кодекса уже содержится норма, определяющая критерии отнесения проектов к критически важным объектам или проектам общестранового значения. К первой группе относятся объекты, аварийное прекращение деятельности которых может привести к возникновению ЧС глобального или регионального масштаба, а также общегосударственные инфраструктурные объекты, обеспечивающие социально-экономическое развитие центров экономического роста в долгосрочной перспективе. Ко второй – объекты, обеспечивающие экономическое развитие не менее двух областей, городов республиканского значения, столицы, а также объекты, направленные на решение в установленные сроки задач путем единовременной реализации в масштабах страны однородных проектов в определенной отрасли.
Наконец, в-пятых, группа сенаторов попросила Бектенова рассмотреть вопрос достаточности ограничений по заимствованию и исключить формальный характер пороговых значений государственного заимствования.
Премьер-министр сослался на то, что политика управления госдолгом сейчас соответствует Концепции управления госфинансами до 2030 года. Кроме того, по предписанию ВАП правительство сейчас анализирует 19 показателей уязвимости госдолга с учетом опыта Европейского Союза по принципу "заякорение".
"По итогам анализа долговых индикаторов правительством будут выработаны предложения по определению ряда чувствительных индикаторов уязвимости долга, которые возможно найдут отражение в Концепции по управлению государственными финансами до 2030 года", — пояснил депутатам премьер-министр.
Александра Алёхова, фото parlam.kz и пресс-службы правительства