В их числе, например, синтетические каннабиноиды или «спайсы», синтетические катиноны, то есть «соли», фенэтиламины и другие составы, находящиеся вне формальных перечней Минздрава. Кроме того, не покажет тест и летучие токсичные вещества вроде клея «Момент», ацетона, бензина, сжиженных газов, а также комбинированные формы опьянения. Для последних и вовсе нет отдельного алгоритма диагностики в существующих методиках.
Более того, новые синтетические вещества никак не включат в специальный список, который был утвержден постановлением правительства еще 6 лет назад.
На проблему отсутствия оперативного механизма обновления перечней веществ, неразвитость методик диагностики и недостаточную техническую оснащенность лабораторий обратила внимание сенатор Жанна Асанова. В своем запросе на имя премьер-министра Олжаса Бектенова она указала на мировой опыт.
Международные протоколы, включая рекомендации ВОЗ и практики стран ОЭСР, предусматривают актуализацию перечней диагностируемых веществ не реже одного раза в год, использование в лабораториях газовой хроматографии, масс-спектрометрии, то есть самых современных методов. Кроме этого, учитывая мировой опыт, стоит классифицировать опьянения: алкогольное, наркотическое, токсикоманическое, полинаркотическое. И квалифицировать их по-разному, как с юридической, так и с клинической точки зрения.
Казахстану, чтобы привести ситуацию к мировым стандартам, стоит проделать большую работу. Асанова просит начать с аудита и оценить эффективность действующих методик медицинского освидетельствования. А затем внедрять новые методы и разработать единый национальный протокол диагностики опьянения.Кстати, в своем запросе Асанова в качестве предложения заявила, что «пора рассмотреть вопрос о введении ограничений на продажу отдельных видов токсичных веществ несовершеннолетним, а также взять на отдельный контроль ввоз и производство бытовых клеев и растворителей».
Бахыт Нуржанова, фото пресс-службы ДП Астаны