Министерство просвещения представило на публичное обсуждение проект Дорожной карты по трансформации технического и профессионального образования РК на 2025-2027 годы. Документ создан для "формирования гибкой и эффективной экосистемы технического и профессионального образования, способной оперативно адаптироваться к приоритетам экономического развития страны".
В дорожной карте ставятся несколько ключевых задач. Это:
- формирование модели эффективного лидерства: переход к модели эффективного лидерства с учетом рейтинговых подходов и корпоративного управления;
- актуализация образовательных программ: обеспечение их соответствия потребностям рынка труда и внедрение кластерного подхода;
- развитие кадрового потенциала: повышение квалификации педагогов и внедрение программ академической мобильности;
- цифровизация: автоматизация ключевых процессов ТиПО и создание единой цифровой платформы для повышения эффективности системы;
- синергия бизнеса и ТиПО: усиление взаимодействия с бизнес-сообществом для подготовки кадров, удовлетворяющих потребности региональных экономик;
- интернационализация образования: установление партнерства с международными образовательными организациями и внедрение глобальных стандартов.
Следующая лига - опорные организации ТиПО. Они должны способствовать созданию условий для роста уровня подготовки и инфраструктуры социальных и целевых организаций ТиПО. Эта лига будет играть стратегическую роль в регионе, колледжи лиги станут площадкой для внедрения передовых технологий и образовательных стандартов.
Третья лига - социальные организации ТиПО. Согласно определению в Дорожной карте, эти колледжи находятся в процессе модернизации и роста, активно внедряют новые технологии, обновляют образовательные программы, стремятся повысить свой уровень при поддержке опорных организаций ТиПО.
И четвертая лига - целевые организации ТиПО. Они обеспечивают стандарт качества образования, характеризуются отсутствием прогресса, устаревшей инфраструктурой и слабой конкурентоспособностью, требуют реформ и поддержки для восстановления.
![](/images/Колледжи44444.jpg)
А для отслеживания развития и достижений педагогов будет создана информационная система Digital портфолио. При этом предусмотрен переход на новый формат повышения квалификации педагогов с подготовкой тренеров на международном уровне и вовлечение опытных работников производства в подготовку кадров, развитие академической мобильности внутри страны и за рубежом; создание проекта менторства и обмен опытом между коллегами с целью вовлечения старшего поколения в жизнь колледжа и развитие межпоколенческого сотрудничества.
![](/images/колледжи5555555.jpeg)
Развивать предполагается и дуальное обучение. Будет развиваться условная цепочка эффективного взаимодействия: школа – колледж – предприятия – организации высшего и послевузовского образования, для создания многоуровневой системы профессионального образования в регионах, способствующей подготовке квалифицированных кадров.
Также планируется внедрение таких инструментов, как целевой заказ, партнерство, шефство, увеличивая тем самым участие бизнес-структур и инвесторов в корпоративном управлении организациями системы ТиПО. А на базе колледжей предполагается развивать мини-предприятия со 100% уставным капиталом государства. На таких предприятиях будут не только производить продукцию, но и обучать студентов навыкам предпринимательства и управления. Также рассматривается возможность открытия технопарков на базе организаций ТиПО, которые будут охватывать полный цикл производственной деятельности - от идеи до выпуска готовой продукции
![](/images/коледжи77777.jpeg)
Арина Александрова, фото gov.kz и primeminister.kz