7 ноября 2024

«Слово способно разрушить империю быстрее, чем войско» — Пифагор.

USD

511.18 KZT

EUR

530.6 KZT

RUB

5.28 KZT

7 ноября 2024

«Слово способно разрушить империю быстрее, чем войско» — Пифагор.

USD

511.18 KZT

EUR

530.6 KZT

RUB

5.28 KZT

Техническое и профессиональное образование ждет трансформация

26 декабря 2024
Техническое и профессиональное образование ждет трансформация
Через два года колледжи страны разделят на четыре лиги

Министерство просвещения представило на публичное обсуждение проект Дорожной карты по трансформации технического и профессионального образования РК на 2025-2027 годы. Документ создан для "формирования гибкой и эффективной экосистемы технического и профессионального образования, способной оперативно адаптироваться к приоритетам экономического развития страны".

В дорожной карте ставятся несколько ключевых задач. Это:

  • формирование модели эффективного лидерства: переход к модели эффективного лидерства с учетом рейтинговых подходов и корпоративного управления;
  • актуализация образовательных программ: обеспечение их соответствия потребностям рынка труда и внедрение кластерного подхода;
  • развитие кадрового потенциала: повышение квалификации педагогов и внедрение программ академической мобильности;
  • цифровизация: автоматизация ключевых процессов ТиПО и создание единой цифровой платформы для повышения эффективности системы;
  • синергия бизнеса и ТиПО: усиление взаимодействия с бизнес-сообществом для подготовки кадров, удовлетворяющих потребности региональных экономик;
  • интернационализация образования: установление партнерства с международными образовательными организациями и внедрение глобальных стандартов.
Предполагается распределить все ТиПО страны по четырем лигам, на основе оценки рейтинговых показателей. В результате должны появиться организации ТиПО-лидеры, которые будут транслировать свой опыт опорным колледжам. Они станут лидерами в профессиональном образовании на национальном и международном уровнях. Подразумевается, что там будут также высокие стандарты управления и обучения, и инновационная инфраструктура.

Следующая лига - опорные организации ТиПО. Они должны способствовать созданию условий для роста уровня подготовки и инфраструктуры социальных и целевых организаций ТиПО. Эта лига будет играть стратегическую роль в регионе, колледжи лиги станут площадкой для внедрения передовых технологий и образовательных стандартов.

Третья лига - социальные организации ТиПО. Согласно определению в Дорожной карте, эти колледжи находятся в процессе модернизации и роста, активно внедряют новые технологии, обновляют образовательные программы, стремятся повысить свой уровень при поддержке опорных организаций ТиПО.

И четвертая лига - целевые организации ТиПО. Они обеспечивают стандарт качества образования, характеризуются отсутствием прогресса, устаревшей инфраструктурой и слабой конкурентоспособностью, требуют реформ и поддержки для восстановления.

Продвижению реформ должно способствовать внедрение модели финансирования, предусматривающей стимулирующие выплаты на основе ключевых показателей колледжа, диверсификацию источников финансирования, в том числе создание эндаумент-фондов. В коллежах поэтапно будет внедряться корпоративное управление, обеспечивающее эффективность, прозрачность бизнес-процессов колледжа и усиление ответственности за результаты деятельности. Также будут введены KPI руководителей организаций ТиПО-лидеров и опорных организаций ТиПО, обучение и стажировка по международным программам и программам MBA для эффективного управления организациями ТиПО с учетом подготовки кадрового резерва.

А для отслеживания развития и достижений педагогов будет создана информационная система Digital портфолио. При этом предусмотрен переход на новый формат повышения квалификации педагогов с подготовкой тренеров на международном уровне и вовлечение опытных работников производства в подготовку кадров, развитие академической мобильности внутри страны и за рубежом; создание проекта менторства и обмен опытом между коллегами с целью вовлечения старшего поколения в жизнь колледжа и развитие межпоколенческого сотрудничества.

Все ключевые процессы в колледжах, включая учебные, документооборот и так далее, будут автоматизированы. Кроме того, предусмотрено создание региональных IT-хабов на базе организаций ТиПО и реализация проекта Fab Lab для поддержки инноваций и развития цифровых навыков.

Развивать предполагается и дуальное обучение. Будет развиваться условная цепочка эффективного взаимодействия: школа – колледж – предприятия – организации высшего и послевузовского образования, для создания многоуровневой системы профессионального образования в регионах, способствующей подготовке квалифицированных кадров.

Также планируется внедрение таких инструментов, как целевой заказ, партнерство, шефство, увеличивая тем самым участие бизнес-структур и инвесторов в корпоративном управлении организациями системы ТиПО. А на базе колледжей предполагается развивать мини-предприятия со 100% уставным капиталом государства. На таких предприятиях будут не только производить продукцию, но и обучать студентов навыкам предпринимательства и управления. Также рассматривается возможность открытия технопарков на базе организаций ТиПО, которые будут охватывать полный цикл производственной деятельности - от идеи до выпуска готовой продукции

Ожидается, что через два года реализации дорожной карты, к 2027 году, в стране будут созданы 5 IT-хабов, обеспечивающих доступ к современным технологиям; оснащены и запущены 5 лабораторий Fab Lab, способствующих развитию навыков цифрового производства и инноваций. Также запланировано создание 20 региональных образовательно-производственных кластеров для интеграции бизнеса и образовательного процесса; и 20 технопарков, поддерживающих инновации и развитие цифровых навыков в организациях ТиПО. Для поддержки предпринимательских инициатив будет создано 100 центров Business Startup.

Арина Александрова, фото gov.kz и primeminister.kz