«Граждане, особенно работающие водителями (бульдозеристы, крановщики, таксисты, дальнобойщики, курьеры), фактически теряют источник дохода, оставляя свои семьи без финансовых средств», — отметили депутаты.
Помимо этого, есть также «нарекания к объективности методов установления состояния опьянения, включая возможные ошибки при тестировании на алкоголь и наркотики». Депутаты, отметив, что в Казахстане – одно из самых жестких наказаний, заявили о своем намерении «в ближайшее время внести поправки в статью 608 КоАП РК и готовности совместно обсудить данную норму».

Согласно официальным данным, в 2019 году сотрудниками полиции выявлен 28 801 факт управления транспортным средством в состоянии опьянения. По вине лиц, управлявших автотранспортом в нетрезвом состоянии, допущено 472 дорожно-транспортных происшествия, в которых погибли 98 и травмированы 716 человек. При этом с 2019 по 2024 год численность населения в стране увеличилась практически на 2 млн граждан (с 18,4 до 20,3 млн чел.), прирост автопарка составил 33% (с 4,2 до 5,6 млн ед.), при этом количество пресечённых нарушений правил дорожного движения (далее - ПДД) возросло на 33% (с 2,9 до 3,8 млн протоколов).
После ужесточения ответственности, количество фактов управления автотранспортом в состоянии опьянения снизилось на 14% (с 28 801 до 24 786 фактов), удельный вес «пьяного вождения» в общем числе нарушений ПДД - в 1,5 раза (с 1,01 до 0,65%), а повторное управление автотранспортом в состоянии опьянения лицами, лишенными такого права - в 2 раза (с 2 510 до 1 276 фактов).
«Таким образом, установленные законодательные меры по данному правонарушению носят сдерживающий характер и в должной мере оказывают профилактический эффект», — подчеркнул глава МВД.Он привел такие примеры из международной практики: в Японии пьяному водителю грозит весомый штраф и тюремное заключение. При этом накладывают штраф и на пассажиров, согласившихся на поездку с ним. В Малайзии предусмотрена семейная ответственность, где вместе с нетрезвыми водителями могут арестовать и их супругов. В США, в штате Иллинойс, предусмотрено пожизненное лишение водительских прав, тюремное заключение и штраф. В Беларуси при повторном употреблении алкоголя за рулем изымают автомобиль водителя и продают его в доход государства. При этом не важно является ли он автовладельцем. В Китае лишают водительских прав до пяти лет. Однако если езда в пьяном виде привела к ДТП со смертельным исходом, водителя приговаривают к смертной казни.
Министр также напомнил, что Конституционный суд 27 октября 2023 года нормативным постановлением No34-НП признал часть первую статьи 608 КоАП соответствующей Конституции и не нарушающей какие-либо права граждан.
«В этой связи МВД полагает целесообразным сохранить действующие санкции», — заключил министр, и выразил готовность к обсуждению «дальнейших превентивных мер в целях дополнительной мотивации водителей к безопасному вождению».
Арина Александрова, фото gov.kz и pixabay.com