«Как показывает практика, имеются факты регистрации собственниками жилищ многочисленных граждан без фактического проживания, — констатировал заместитель премьер-министра – министр национальной экономики Серик Жумангарин, выступая перед депутатами. - В целях решения данного вопроса предлагаются следующие законодательные изменения по: утверждению норматива регистрации по месту постоянного и временного проживания на территории столицы, т.е. маслихатом будет определено, сколько квадратных метров на одного гражданина; установлению запрета регистрации на территории столицы сверх установленных нормативов».
При этом в законопроекте оговаривается, что нормативы регистрации не распространяются при регистрации собственником жилища супруга и близких родственников.
Также усиливается административная ответственность по допущению собственником жилища регистрации физлиц, которые фактически не проживают, либо непринятие мер по снятию с регистрации физических лиц, зарегистрированных и не проживающих в жилищах.
Ряд поправок направлен на формирование единого архитектурного облика. Жумангарин пояснил, что в настоящее время архитектурный облик городов существенно ухудшается из-за хаотичного размещения не только наружной рекламы, но и вывесок, указателей.

Поэтому предлагается законодательно расширить компетенцию маслихата города республиканского значения, столицы нормой по утверждению дизайн-кода, а компетенции акимата нормой по разработке и утверждению правил установки и функционирования нестационарных объектов. В столице предусмотрено введение единого дизайн-кода и определение его общих положений. Будет устанавливаться запрет распространения аудиорекламы на открытом пространстве, а также запрет размещения наружной (визуальной) рекламы на тротуарах, велодорожках, автодорогах и улицах.
Еще один блок изменений направлен на решение проблемных вопросов при использовании земельных участков для нужд города. Сегодня Земельным кодексом предусматриваются обязанности собственников земельных участков и землепользователей переоформлять права на земельный участок, которые в силу данного кодекса, им не могут принадлежать. Однако на данный момент сама процедура переоформления не регламентирована. При этом, по действующему механизму недобросовестные прежние владельцы земельных участков имеют возможность сохранить их за собой, выкупив на аукционе через аффилированную компанию. Такая компания имеет возможность предложить цену намного выше рыночной, так как деньги от таких аукционов идут прежнему собственнику. А в случае если изымаемый земельный участок не был реализован с аукциона, то в соответствии с Земельным кодексом он должен зачисляться в специальный земельный фонд и не может в дальнейшем использоваться.
«Для решения данных вопросов предусматривается внесение изменений в Земельный кодекс по: введению компетенции центрального уполномоченного органа по определению порядка переоформления права на земельные участки, которые не могут находиться у конкретных лиц на соответствующем праве; зачислению в бюджет дохода от реализации изъятых земель, с компенсацией бывшему собственнику только стоимости ее приобретения; «разморозке» изъятых ранее земель и находящихся в специальном земельном фонде для их использования в развитии населенного пункта; распределению изъятых земель с расширением возможности их вовлечения в градостроительную деятельность», — сообщил Жумангарин.Отдельный блок поправок направлен на расширение доступности объектов городской инфраструктуры. В настоящее время часть объектов городской инфраструктуры и общественного транспорта не приспособлены для лиц с ограниченными возможностями. Также существует проблема оживленного движения транспортных средств в жилом секторе и хаотичного размещения ограждений, шлагбаумов. Для решения этих проблем предлагается расширить компетенцию маслихата города республиканского значения и столицы по утверждению правил обеспечения доступной среды в городе. Акимат предложено наделить правами по утверждению правил установки защитных конструкций и регулирующих элементов в жилом секторе.
Еще один блок поправок предусматривает сохранение «зеленого пояса» столицы. Жумангарин подчеркнул, что в настоящее время необходимо принять меры по недопущению сокращения или повреждения земель зеленого пояса. Поэтому предлагается законодательно утвердить правила управления санитарно-защитной зеленой зоной города и определение юридического лица для его содержания и развития. Менять границы санитарно-защитной зеленой зоны сможет только правительство. При этом деятельность, отрицательно влияющая на состояние и устойчивость экологических систем, естественный облик ландшафтов на территории «зеленого пояса» столицы, будет законодательно запрещена.
Поправками также планируется решить наболевший для многих граждан вопрос платных парковок и штафстоянок. Так, сегодня хранение задержанных транспортных средств осуществляется на штрафстоянках, однако отсутствует регулирование порядка этого хранения. Поэтому предлагается наделить маслихаты городов республиканского значения и столицы правом утверждать правила, регулирующие вопросы функционирования штрафстоянок. Также с учетом повышенных требований безопасности к их деятельности и персоналу «литерных» объектов предлагается определить юрлицо по уборке и санитарной очистке в столице специальных трасс и прилегающих к ним отдельных участков автомобильных дорог и улиц.Арина Александрова, фото primeminister.kz и pixabay.com