7 ноября 2024

«Дурные законы в руках хороших исполнителей - полезны; лучшие законы в руках дурных - вредны»
– Фридрих Великий.

USD

543.24 KZT

EUR

619.89 KZT

RUB

6.78 KZT

7 ноября 2024

«Дурные законы в руках хороших исполнителей - полезны; лучшие законы в руках дурных - вредны»
– Фридрих Великий.

USD

543.24 KZT

EUR

619.89 KZT

RUB

6.78 KZT

Казахстанцев будут учить порядку

20 сентября 2024
Казахстанцев будут учить порядку
Министерство внутренних дел представило на публичное обсуждение проект закона «О профилактике правонарушений». В документе, главным образом, расписан круг обязанностей по профилактике практически всего общества. Рассказываем, как в МВД представляют профилактическую работу в масштабах всей страны.

Права и обязанности

Законопроект определяет, что госорганы обязаны реализовывать государственную политику, направленную на профилактику правонарушений, разрабатывать соответствующие нормативные акты, выявлять и нейтрализовывать риски возникновения правонарушений, проводить разъяснительную работу в СМИ.

За гражданами закрепляются права: принимать добровольное участие в охране общественного порядка, предупреждать и пресекать правонарушения, требовать от других соблюдения общественного порядка, и даже применять силу – «в целях пресечения правонарушений и задержания правонарушителей физическую силу и другие средства, если иными способами достичь указанных целей не представляется возможным».

Впрочем, ограничения по силе предусматриваются: не должно быть допущено превышение необходимых мер. Также запрещается применять специальные средства и боевые приемы борьбы в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст известен или очевиден, кроме случаев совершения ими вооруженного либо группового нападения.


Всем структурам – по компетенциям

Законопроект распределяет профилактику правонарушений между всеми структурами, от правительства до бизнес-сообщества.

  • Так, за правительством закрепляется разработка государственной политики в области профилактики правонарушений; принятие мер по «по недопущению кризисных демографических процессов, сдерживанию резкого роста безработицы и падения уровня жизни населения, влекущих рост числа правонарушений». Правительство будет создавать республиканскую межведомственную комиссию по профилактике правонарушений. И ежегодно предоставлять президенту страны Национальный доклад о состоянии общественной безопасности (профилактики правонарушений).
  • В компетенцию местных представительных органов (маслихатов) войдет утверждение и контроль местных бюджетов в части расходов на профилактику правонарушений; заслушивание отчетов руководителей и должностных лиц субъектов профилактики правонарушений о проводимой ими работе; утверждение составов региональных межведомственных комиссий по профилактике правонарушений (представлять кандидатуры в эти комиссии будет аким соответствующего уровня). Также маслихаты будут контролировать действующие при акиматах комиссии по поощрению граждан, участвующих в профилактике правонарушений.
  • Акиматы, в свою очередь, получат полномочия реализовывать госполитику по профилактике правонарушений в своих регионах; обеспечивают функционирование всех необходимых систем и структур, создают комиссии, проводят мониторинг, работают с обществом.
  • Наибольшее количество компетенций, конечно же, у силовых структур. Так, за органами внутренних дел закрепляются реализация мер по профилактике правонарушений, участие в правовом воспитании граждан, профилактический учет и индивидуальная профилактика, выявление родителей и опекунов, совершающих противоправные действий в отношении детей, правовая подготовка общественных помощников, установление административного надзора, оформление предостережений и предписаний, административные задержания и целый ряд других. Всего за органами внутренних дел предлагается закрепить 44 компетенции по профилактике правонарушений. Это – максимальное количество компетенций, предусмотренных в законопроекте.
За каждым госорганом, от антикоррупционной службы до Национального банка, закрепляется «свой» объем обязанностей по профилактике правонарушений в том или ином секторе. Базовые – это выявление и устранение причин, способствующих правонарушениям, взаимодействие с другими госорганами, проведение мониторинга, принятие мер виктимологической профилактики. У службы экономических расследований появится право блокировать интернет-ресурсы – в компетенции этой структуры предлагается включить полномочия по выявлению противоправного контента в информационном пространстве, в том числе в сети Интернет, с принятием мер по его блокировке.


Как поможет цифровизация

Законопроект предусматривает интеграцию современных технических возможностей в систему профилактики правонарушений. В частности, предполагается внедрение современных методов анализа данных и машинного обучения для анализа криминогенной статистики, выявления тенденций и прогнозирования потенциальных преступлений, для последующего рационального перераспределения ресурсов государственных органов и разработки целенаправленных мер по предотвращению правонарушений. Предусмотрено применение технологий биометрии и идентификации; технических средств видеофиксации правонарушений, технологии распознавания лиц, искусственного интеллекта; использование геоинформационных систем.


Возрождение «дружинников»

Гражданам предлагается предоставить право на участие в профилактике правонарушений - в индивидуальной или коллективной формах. Сделать это можно через участие в организации правовой пропаганды; в работе консультативно-совещательных и экспертных органов; через содействие другим субъектам профилактики правонарушений.

Впрочем, оформить свое желание заниматься профилактикой правонарушений придется официально – через подачу соответствующего заявления в органы внутренних дел, которые, в свою очередь, в течение месяца проверят все данные, включая учет в психоневрологическом и наркологическом диспансерах, и только потом дадут ответ. К заявлению, кстати, потребуется приложить копию свидетельства о страховании жизни и здоровья. Если у полиции сомнений не возникнет, заявление передадут в акимат, который уже зарегистрирует и поставит на учет нового общественного помощника.

Общественные помощники должны быть застрахованы за счет местных бюджетов. В случае смерти члена общественного помощника в связи с выполнением им функций по участию в охране правопорядка семье погибшего или его иждивенцам выплачивается страховая сумма.

После официальной регистрации общественный помощник сможет выявлять людей, подлежащих постановке на учет, выявлять и сообщать об обнаруженных посадках наркотикосодержащих растений, выявлять наркопритоны и бордели, обеспечивать охрану общественного порядка, помогать в поиске пропавших и так далее. Оружие и спецсредства не выдадут, но общественному помощнику будет разрешено «применять в целях пресечения правонарушений и задержания правонарушителей физическую силу и другие средства, если иными способами достичь указанных целей не представляется возможным».

За такую деятельность граждан будут поощрять разными способами - объявление благодарности; награждение грамотой; выплата денежных премий; программы лояльности или бонусной системы от субъектов предпринимательства для общественных помощников и волонтеров. А местные исполнительные органы «вправе предоставить и иные меры поощрения граждан, участвующим в профилактике правонарушений (предоставление льгот на коммунальные услуги, проезд в общественном транспорте и другое)».


Как будет работать профилактика

Комплекс мер, предусмотренных законопроектом, весьма широк. Это и системные решения, такие как мониторинг той или иной деятельности, нормативных актов, выработка предложений по изменению законодательства. Так и точечные действия в отношении конкретных людей.

Предусмотрена постановка на медико-социальный учет – для оказания медицинской, психологической, социальной помощи, адаптации и реабилитации. Поставить на такой учет смогут в случае, если человек в состоянии алкогольного опьянения совершил насильственное правонарушение; если несовершеннолетний злоупотребляет алкоголем, наркотиками, психотропными веществами; если человек недавно вышел из клиники после принудительного лечения.

Отдельно выделены меры социальной адаптации – для людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в том числе освобожденных из мест лишения свободы. В эти меры входит помощь в обеспечении жилищем, прикреплении к медицинским организациям, трудоустройстве, образовании, оздоровлении, сопровождении при оформлении документов и положенных социальных льгот.

В качестве профилактики допускается превентивное ограничение свободы передвижения – в отношении бездомных, если у них отсутствуют подтверждающие личность документы, и в отношении иностранцев и лиц без гражданства, подлежащих выдворению за пределы страны.

Будут также разрешены и принудительные меры медицинского характера – по решению суда, в отношении людей с психическими, поведенческими расстройствами (заболеваниями), в том числе связанными с употреблением психоактивных веществ, совершившего уголовное правонарушение, признанного нуждающимся в лечении.

Также могут выдаваться защитные предписания людям, пострадавшим от правонарушений. Этот документ дается в случае, если правоохранительные органы не нашли оснований для административного задержания нарушителя. Предписание запрещает совершать насилие, вопреки воле потерпевшего разыскивать, преследовать, посещать, вести устные, телефонные переговоры и вступать с ним в контакты иными способами, включая несовершеннолетних и (или) недееспособных членов его семьи. Действовать такое предписание 30 суток, и раз в неделю проверяется сотрудником правоохранительных органов. А человек, в отношении которого вынесено защитное предписание, органами внутренних дел ставится на профилактический учет и за ним осуществляется профилактический контроль.

В отдельную главу выделены вопросы профилактики бытового насилия. И главная роль здесь отводится пропаганде, так как координацию госорганов в сфере профилактики бытового насилия предлагается возложить на министерство культуры и информации. Во всех регионах должны будут разрабатываться программы и планы мероприятий по социально-экономической поддержке лиц и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и создаваться мобильные группы по раннему выявлению и организации оказания поддержки таким семьям. Потерпевшим от бытового насилия должна предоставляется возможность получения специальных-социальных услуг или психологической помощи, в том числе их временного проживания в специализированных центрах на срок до одного месяца.

Все предлагаемые новшества представлены на публичное обсуждение и все граждане могут внести свои предложения в законопроект.

Арина Александрова, фото gov.kz