22 августа 2024

"Там, где отсутствует власть закона, нет места и какой-либо форме государственного строя" - Аристотель.

USD

481.68 KZT

EUR

522.48 KZT

RUB

5 KZT

22 августа 2024

"Там, где отсутствует власть закона, нет места и какой-либо форме государственного строя" - Аристотель.

USD

481.68 KZT

EUR

522.48 KZT

RUB

5 KZT

Карательная психиатрия-2

26 сентября
Карательная психиатрия-2
«Жаңғырған Отан» продолжает рассказывать о преступной группировке, оставлявшей без недвижимости психически нездоровых, немощных и давно умерших людей в Алматы. Ее организовали обычная алматинская пенсионерка и гражданин Узбекистана. За 6 лет паре подельников на помощь в «обнулении» имущества жертв пришли еще два десятка человек. Многие – ранее не судимые и уважаемые люди: медики, нотариусы, судмедэксперт с 40-летним стажем. Все они на скамье подсудимых со своим букетом инкриминируемых статей по 37 эпизодам.

Ранее мы сообщали о двух эпизодах, где помимо подделки документов, и мошенничества, фигурируют похищение человека и сексуальные действия насильственного характера. Сама же большая криминальная сага зародилась в 2017 году, когда, считающиеся по версии следствия лидерами ОПГ Ирина Гапарова и Аширали Болтабоев, решились на первое преступление.

Начала парочка не то чтобы безобидно, но хотя бы без «мокрых» дел – с похищения из Центра психического здоровья Алматы пациентки «Б» с психиатрическим диагнозом. Ее мошеннической схемой путем подделки документов оставили без жилья, вывезли далеко за пределы Алматы и несколько лет держали на дачах пригорода. Гражданке «Б», оказалось, повезло остаться в живых благодаря двум обстоятельствам – что она женщина, и что не буйная. Но двух других человек охотники за чужой недвижимостью не пожалели. Их убили в 2020 и 2022 годах.

Из оказавшегося в распоряжении редакции обвинительного акта видно, что по мере того, как росли аппетиты группировки, и методы достижения конечной цели становились более жестокими.

Тёте пора умереть...

Четыре года назад, как установило следствие, Ирина Гапарова руками напарника Болтабоева расправилась со своей родной тетей – Эмилией Долговой 1937 года рождения. Племянница знала, что имущество, состоящее из двух квартир, Долгова планирует оставить внучке-сироте. И решила перехватить недвижимость, провернув схему с составлением поддельного завещания на подставное лицо. Для этого Гапарова воспользовалась услугами нотариуса Зубайры Амировой. Не ставя в известность старушку-собственницу недвижимости, та изготовила поддельное завещание, а также доверенность от Эмилии Кондратьевны на имя Ирины Гапаровой.

Живой тетя ей больше была не нужна. Чтобы ускорить кончину женщины преклонных лет, племянница стала всячески препятствовать в оказании ей любой медицинской помощи. Следствие указывает на то, что именно после того, как были готовы все поддельные наследственные документы, у Эмилии Долговой внезапно ухудшилось здоровье. Это было в ноябре 2020 года. С тех пор любые попытки окружения Эмилии Кондратьевны вызвать скорую медицинскую помощь и госпитализировать бабушку в стационар пресекались Гапаровой клятвенными обещаниями пролечить ее амбулаторно на дому. Но лечения не было.
Между тем бабушка на тот свет не спешила. В итоге парочке подельников надоело ждать естественной смерти собственницы двух квартир, и Ирина Гапарова попросила своего подельника Аширали Болтабоева «помочь» Эмилии Кондратьевне быстрее отравиться в лучший мир. Их даже не смущало, что с ней живет сын, пусть и запойный алкоголик, но все же.

22 декабря 2020 года Гапарова воспользовалась моментом, когда брат-пьяница отправился на поиски спиртного. Она вызвала Болтабоева, тот приехал и задушил немощную старушку, спавшую в своей кровати.

В тот же день Ирина Гапарова организовала через свою знакомую из агентства ритуальных услуг приготовления к похоронам, объяснила смерть престарелой родственницы длительной болезнью и попросила оформить свидетельство о смерти без проведения судмедэкспертизы. Так в деле и появился еще один соучастник преступлений – судмедэксперт, директор учреждения «Научно-практический центр экспертных исследований Казахстана» Виталий Колесников. Высококлассный специалист с 40-летним стажем, по просьбе ритуальщицы приехал в квартиру покойной, не убедился в том, что смерть зафиксирована сотрудниками полиции и без осмотра тела выдал свидетельство о смерти. Естественно, без указания фактической причины смерти Эмилии Долговой. Если бы он тогда осмотрел ее тело, то наверняка увидел бы на шее Долговой следы удушения. Так на допросе во время следствия сказал судмедэксперт, проводивший исследование тела старушки после эксгумации в ноябре 2023 года.

Экспертиза эксгумированного тела Долговой также показала наличие «перелома сочленения правой и левой пластинок щитовидного хряща твердым тупым предметом». Характер этого предмета, правда, установить не удалось из-за давности смерти и состояния трупа, но это могла быть рука или удавка. Судмедэксперт на допросе однозначно сказал, что было давление твердого тупого предмета на шею и что повреждения на трупе не могли произойти из-за падения тела или соударения обо что-то. То есть фактически насильственная смерть Эмилии Долговой подтвердилась спустя 3 года после ее убийства. Ее квартиры, естественно, были проданы, причем значительно дешевле рыночных цен. Ущерб единственной наследнице – внучке-сироте, потерпевшей по делу, составил 46,9 млн тенге.

Что делать с буйным?

К началу 2022 года на счету ОПГ Ирины Гапаровой и Аширали Болтабоева было уже более 20 эпизодов. Гапарова была вхожа в Центр психического здоровья и имела продуктивный опыт контактов с врачами. Правда, не ставила их в известность о том, что работает в составе группы. Это отмечено в обвинительном акте – многие подсудимые из 22 человек и не знали, что участвуют в ОПГ.

По наводке врача-психиатра, заведующей отделением No 3 Майры Уразаевой, в лапы группировки попал пациент со сложным психиатрическим диагнозом Эдуард Рак. В его собственности имелись две квартиры в Ауэзовском районе Алматы. Чтобы завладеть недвижимостью больного, Гапаровой нужно было получить доверенность на распоряжение его имуществом. Провернуть схему решили через похищение Рака из ЦПЗ сразу после выписки. Оказалась проблемой дальнейшая участь пациента – врач Уразаева, согласно обвинакту, предупредила Гапарову, что после выписки снова положить пациента в больницу по закону нельзя, но за 3 млн тенге вознаграждения пообещала пристроить Рака в другой стационар в г. Талгаре Алматинской области – у нее там работала коллега.

История последних месяцев жизни и смерти Эдуарда Борисовича Рака чудовищна вдвойне еще и потому, что непосредственное участие в его судьбе, как установило следствие, принимал муж врача Уразаевой - Тахир. То есть семейная пара пошла на особо тяжкие преступления за очень небольшие деньги.

У Тахира Уразаева в эпизоде с похищением и убийством человека с ментальными расстройствами была одна из главных ролей. Рака ему в лично руки прямо из ЦПЗ после выписки 10 февраля 2022 года направила жена – лечащий врач Майра Уразаева. Он отвез мужчину на арендованную Болтабоевым квартиру. А уже на следующий день «свой» нотариус Жанат Сартбаев изготовил доверенность от недееспособного гражданина на распоряжение имуществом на подставное лицо. В обвинительном акте указано, что нотариус взял за эту сделку 1,5 млн тенге.

Для дальнейших махинаций с квартирой группировке нужно было, чтобы «расходный материал» Эдуард Борисович надолго исчез из поля зрения. И он исчез. Всего за 40 тысяч тенге гонорара в месяц сотрудница талгарского психдиспансера Газиза Ешмуратова согласилась помочь и обеспечить заточение пациента в клинике на 4 месяца. Так два доктора – Майра Уразаева и Газиза Ешмуратова – заработали себе статью «незаконное помещение человека в психиатрический стационар».
Первую из двух квартир Рака группировка продала добросовестному покупателю через знакомого с Болтабоевым риелтора за 15 млн тенге при рыночной стоимости минимум 18 млн. А вот со вторым объектом недвижимости пришлось повозиться. Друг Болтабоева, на которого изначально «выписал» доверенность психически нездоровый Рак, должен был вот-вот выехать в Узбекистан, так что пришлось быстро придумать мнимую сделку купли-продажи. Включился еще один участник предполагаемой ОПГ Ауелхан Сатаев, у которого хорошо получалось находить покупателей на имущество жертв банды. Он предложил знакомому охраннику районного отдела КНБ Жанату Джексембиеву за вознаграждение в 1 млн тенге ненадолго стать собственником чужой квартиры. О том, что у объекта недвижимости криминальное происхождение, не сказал. Но Джексембиева от дальнейшего уголовного преследования за мошенничество незнание деталей не спасло. Он – в числе подсудимых.

Нотариальным оформлением мнимой сделки купли-продажи занимался уже знакомый нам нотариус Жанат Сартбаев. В конечном итоге вторую квартиру Рака почти в два раза дешевле рыночной стоимости купила знакомая Сатаева, риелтор Асыл Асанбаева. Следствие считает, она была в курсе о преступной схеме, но из-за низкой цены не упустила возможности хорошо подзаработать. Последнюю сделку с квартирой оформлял чистый, ни о чем не подозревавший сторонний нотариус Тигай. Его на скамье подсудимых нет.

Таким образом, пока Эдуард Рак «лечился» в талгарском стационаре, обе его квартиры «ушли» налево. Его дочь осталась без имущества, стоимостью свыше 51 млн тенге. Спустя пару месяцев она потеряла и отца.

В конце июня 2022 года выяснилось, что держать Эдуарда Рака в талгарском диспансере нельзя бесконечно. Гапарова и Болтабоев стали думать, что с ним делать дальше. Был вариант с дачей, где они прятали двух душевно больных женщин, ранее похищенных из ЦПЗ. Но с дамами, тем более не буйными, управляться как-то легче, чем с мужчиной, страдающим приступами неконтролируемой агрессии. Так начался отсчет обратного времени до вынесения группировкой второго смертного приговора.
План убийства Рака продумали до мелочей, а похоронить жертву решили под другой фамилией. И для этого знакомая с группировкой нотариус Зубайра Амирова предоставила копию удостоверения личности какого-то неизвестного мужчины.
29 июня 2022 года Эдуарда забрали из Талгара и привезли на дачу Болтабоева в садоводческом товариществе Алматинской области «Ветеран», предварительно перепрятав двух похищенных пленниц в другое место. Роль исполнителя убийства, по версии следствия, отвели Тахиру Уразаеву. Муж врача-психиатра не только не отказался прикончить пациента своей супруги, но и взял у нее психотропные лекарства для облегчения своей задачи – боялся не справиться, если жертва начнет сопротивляться. Когда Рак уснул под действием препаратов, Уразаев его задушил.

Организацией похорон занималась та же самая знакомая Гапаровой - агент ритуальных услуг, что и хоронила двумя годами ранее Эмилию Долгову. И помог им оформить кончину человека без вскрытия и выяснения всех обстоятельств тот же самый судмедэксперт Виталий Колесников. В эпизоде Эдуарда Рака он даже не выезжал на дачи, а дистанционно подготовил заключение о смерти по документам на имя другого мужчины. Ни агент ритуальных услуг, ни судмедэксперт якобы не знали, что участвуют в криминальной схеме. Следствие посчитало, что судмедэксперта эта неосведомленность не освобождает от ответственности – он нарушил утвержденный порядок проведения экспертизы и сфальсифицировал документы о смерти двух людей. За что он и отвечает сейчас перед судом.

В период досудебного расследования было эксгумировано тело Эдуарда Рака. Экспертиза обнаружила кровоизлияния на его шее и повреждение на подъязычной кости – насильственная смерть была доказана.

По факту

  • Особо тяжкая статья «Убийство» в уголовном деле инкриминирована только 4 из 22 участников тех событий – руководителям предполагаемой ОПГ Ирине Гапаровой и Аширали Болтабоеву, их помощнику Ауелхану Сатаеву и мужу врача-психиатра Тахиру Уразаеву.
  • Нотариусу Жанату Сартбаеву вменяются участие в ОПГ, злоупотребление служебным положением, подделка документов и мошенничество.
  • У бывшего охранника Джексембиева на счету один эпизод и обвинение в мошенничестве. 

  • Риелтор Асыл Асанбаева замешана в нескольких эпизодах, так что отвечает не только за мошенничество, но и за участие в ОПГ.
О том, какие еще схемы проворачивала группировка, чтобы оставлять без жилплощади живых и мертвых, мы расскажем в следующем материале.

Александра Алёхова, фото с сайта ЦПЗ и pixabay.com