«Я не помню себя неверующим»
- Отец Евгений, как вы пришли в церковь, когда задумались о вере, почему избрали для себя именно такой путь?
- Я, наверное, отношусь к той категории людей, которые пришли к вере в Бога, можно сказать, самостоятельно, но не без влияния родственников. На меня повлияли бабушка и прабабушка. Я родился в Костроме. Не казахстанец. Кто бы мог подумать, что когда-нибудь окажусь в Казахстане. Моя бабушка по отцу в свое время приехала в Казахстан поднимать целину. Была активной комсомолкой. Она с большим энтузиазмом рассказывала о поездках в Северный Казахстан, о стройках, о бескрайних полях. И делилась со мной какой-то информацией о вере. Но больше на мой жизненный выбор повлияла прабабушка по маминой линии.
Жил я в городе, а на лето меня отвозили в деревню. Там я общался с пожилыми людьми, которые сохраняли веру, несмотря на то, что церковь была закрыта. Люди вместе собирались молиться, переписывали вручную священные тексты — Библию, Новый Завет, Евангелие. Эти рукописные отрывки они тихонько передавали друг другу и со мной делились. Раз в год меня возили в церковь в городе Юрьевец Ивановской области, которая не закрывалась. Очень красивое место, с Волги видна высокая колокольня. Бабушка там исповедовалась, мы причащались. Эти детские впечатления остались со мной навсегда.

Примерно в то время в деревне в Макарьевском районе Костромской области открылся храм. Я побывал там, а когда вернулся в Кострому, понял: не могу жить без храма. Начал ходить в церковь, которая никогда не закрывалась — церковь Иоанна Златоуста. Старинная, уютная, с росписями, со старинной утварью. Все это, конечно, играло свою роль — эстетика, атмосфера.
Подошел как-то к священнику, молодому настоятелю, отцу Валерию Бунтееву, и сказал: хочу служить. Он посмотрел: «Петь умеешь?» — «Нет». — «Читать?» — «Тоже нет». Мне было 10, маленький, ростом с кнопку. Но я очень хотел. И отец Валерий сказал: «Ну хочешь — иди». А тогда это был почти нонсенс: школьник, октябренок — и на клирос. Бабушки, некоторые очень пожилые, даже возмущались. Еще недавно за такое могли священника наказать. В конце 80-ых за это уже не сажали, но страх у людей еще оставался. Смотрели настороженно, но все же начали меня понемногу учить. Я не знал церковнославянского, не разбирался в этих старинных книгах, с ятями, ерями. Стал учиться сам. Было трудно, но не бросал. Читать научился через год. А в 13 лет у меня вдруг прорезался голос — взрослый баритон. Стало получаться петь, и я начал петь в разных храмах.

Я застал людей, которые сидели за веру в Бога в лагерях и тюрьмах по 20, по 16 лет. Да, мне было немного лет, но запоминались беседы с ними, наставления, назидания. И скажу, эти люди были немногословными, неохотно рассказывали про то, как отбывали свои сроки. Тем не менее они щедро делились житейской мудростью: как молиться, как поститься...
Нынешнее поколение молодых церковных людей живет в счастливое время, у них книг навалом, все, что душе угодно. А мы не видели ничего этого. Первое свое Евангелие у меня появилось, наверное, лет в 15. А Библия появилась, когда я уже поступил в семинарию, и нам подарили ее на втором курсе. До этого я ее брал у других на время, чтобы почитать, переписать что-то. Потом в церковь и молодежь стала подтягиваться. Потепление в обществе наступило. Был энтузиазм необычайный, горение духа. Мы за священниками нашими гуськом ходили. Люди стали делиться религиозным опытом, начали появляться общины, хоры, небольшие храмы, переделанные из саманных домиков – но именно в этих местах начиналась новая жизнь церкви.
«Я поехал с владыкой — и влюбился в Казахстан»
- Каким образом вы оказались в Казахстане?
- В 1996 году я поступил в семинарию в Костроме. Тогда ее открыл владыка Александр, который на тот момент нес там архиерейское служение. Впоследствии именно он стал митрополитом Астанайским и Казахстанским. Именно благодаря ему я оказался здесь.

Я приехал — и влюбился в Казахстан. Это было в марте. Владыка Александр прибыл сюда 27-го числа, в день празднования Федоровской иконы Божией Матери, известной святыни. Буквально за пару месяцев объездили весь Казахстан. Где-то на машине, где-то на поезде, где-то самолетами. Я хорошо помню эти поездки. И людей. Народ в Казахстане — особенный, горячий, трудолюбивый, искренний, в религиозном плане — требовательный к себе и к другим. Могут и возразить, и поспорить. Мне нравится такое отсутствие «теплохладности», застоя.
В свое время родители, бабушки, дедушки современных православных наших людей хлебнули горя. А казахи - удивительный народ, гостеприимный, радушный. И это гостеприимство не просто традиция, это больше, чем традиция. Это реальные, прекрасные человеческие качества, которые мало где встретишь. Уже тогда я это почувствовал. А теперь могу сказать с уверенностью: это факт. Мы останавливались в гостиницах, у разных людей снимали квартиры и везде встречали теплый, радушный прием. Ты можешь быть с человеком едва знаком, но он скажет: «У тебя что-то случилось? Надо врача? Сейчас найду, сейчас позвоню...» Или: «Надо что-то купить, жилье обустроить?» — и тебе уже несут телефоны, щедро делятся тем, что есть.Я встречал такое только в описаниях жизни святителей, связанных с Казахстаном — например, митрополита Николая Алматинского. Он писал именно так, все подтвердилось. Кто-то когда-то предупреждал: «А вот в Казахстане может быть национализм». Знаете, я ведь живу не только в храме, хожу в магазины, на рынки, в поликлинику. Конечно, всякое бывает — споры, конфликты, как везде. Но в целом атмосфера здесь добрая. И дай Бог, чтобы она сохранилась. Это действительно сокровище, которое редко где есть. Особенно сейчас, когда мы видим, как рушатся добрые традиции в других странах. Я люблю Святую Землю, бывал в Израиле с паломничествами. Но теперь туда страшно ехать. А ведь там тоже веками жили вместе разные народы, разной веры. И все взорвалось. Сирия — тоже, все разрушено...
«Чтобы страна не стала серым ковром»
- Казахстан — страна с уникальным религиозным балансом. Как вы видите место православной церкви в этом контексте? Каковы в целом главные задачи священника в наше время?
- В Казахстане вообще такая уникальная религиозная обстановка сложилась: здесь мирно сосуществуют мусульманство, православие, католицизм, иудаизм, буддизм, протестантские общины. Это редкий случай в современном мире. Если говорить о православной церкви, то у нас, конечно, есть внутренняя задача — вести верующих во Христа к Богу. Но есть и внешняя миссия — участие в общественной жизни, межрелигиозном диалоге. Мы активно взаимодействуем с представителями других конфессий на конференциях, форумах, круглых столах, на официальных приемах. Сейчас, например, готовимся к съезду лидеров мировых и традиционных религий — событию яркому, замечательному и очень важному. В каком-то смысле, мы по этим съездам и измеряем состояние межконфессиональной жизни и мира в стране.
Но главное — это свидетельство мира на повседневном, бытовом уровне: учить свою паству, своих духовных детей тому, что никто не требует отказываться от своей веры, но говорить об обязанности быть в мире с окружающими: мусульманами, католиками, буддистами, иудеями, атеистами – неважно, кем бы ни был человек. Лет десять назад мы полушутя произносили фразу: «Лишь бы не было войны». Сегодня она звучит более серьезно. Потому что большие конфликты, вражда всегда начинаются с малого. А мир — он начинается с семьи, с соседей, с твоей улицы. И это состояние надо сохранять, укреплять, передавать дальше.

Это дружба как пример, как вклад в укрепление межрелигиозного мира и межэтнического согласия. Может показаться, что это звучит лозунгово, но на самом деле это — правда. И очень хрупкая правда. Мы видим, как быстро все может рухнуть. Мы знаем это из истории, видим в современной жизни. Конфликты вспыхивают за считанные дни, а их последствия растягиваются на десятилетия. Поэтому так важно быть внимательными к миру, сохранять его. Мы вместе отмечаем праздники — Пасху, Курбан-айт, Наурыз. В этом году наш православный пост совпал с Рамазаном, и мы подбадривали друг друга. «Как постишься? Терпишь?» — «Дай Бог тебе сил». Это здорово! Пасха в этом году совпадает у православных, католиков и протестантов — это тоже замечательное явление.

Есть старинная притча. В Персидской империи советники однажды нашептали шаху: «Зачем множество религий? Пусть будет одна — это сделает страну сильнее». И вот шах уже готовит указ, как вдруг приходят мудрецы, приносят два ковра. Один яркий, с множеством цветов и узоров. Второй — однотонный, серый. «Выбирай, владыка», — говорят. Шах: «Вы смеетесь, что ли, конечно цветной, отнесите его в тронный зал, буду на нем восседать. А серый только для хлева годится, пусть его мои кони топчут». И тогда ему говорят: «Вот и ты не делай свою страну серой. Пусть будет разноцветной: разные религии, разные народы, разные языки, разные культуры — в этом ее красота».
То есть вот эта древняя мудрость присуща и Казахстану. Казахстан именно такой ковер: разноцветный, богатый, яркий. И дай Бог, чтобы этот цветной ковер всегда был на территории Великой степи. Мне это близко, потому что это — моя жизнь. Когда я приезжаю в Кострому, на малую родину, и читаю лекции, рассказываю: как мы живем здесь, в Центральной Азии, на стыке традиций, языков, культур, люди удивляются тому, что у нас храмы строятся, восстанавливаются святыни. Что есть живая церковная жизнь.

В этом и есть наша роль как православной церкви — беречь, сохранять то, что завещано предками. Потому что христианство на этой земле не вчера появилось. Оно присутствует здесь с XVIII века, а то и раньше. Владыка недавно издал книгу «Христианство в Центральной Азии в Средние века». Очень интересное издание. И оно подтверждает: православие здесь — часть истории Великой степи.
«Выйти за рамки алтаря»: любовь, которая вкручивает лампочки и чинит батареи
- Чем живет сегодня православная община в Казахстане?
- Как я уже сказал, у нас есть внутренняя миссия — помочь людям, принадлежащим к православной культуре. По разным данным, в Казахстане живут от трех до трех с половиной миллионов людей, имеющих к ней отношение. Многие из них крещены, но не просвещены. И наша задача — помочь им разобраться, просветиться. Церковная жизнь не может и не должна ограничиваться одними только богослужениями. В годы гонений нас пытались загнать в своего рода «гетто»: мол, сидите и молитесь в храмах, но за их ограду — ни ногой. Никакой работы с молодежью, никакой благотворительности. Да, богослужения - ядро церковной жизни. Но это не все. Просветительская, социальная, образовательная деятельность — важнейшая часть нашей миссии.
Об этом говорит и митрополит Александр, глава православной церкви Казахстана. Его задача не только поддерживать существующие приходы, но и развивать при каждом храме духовно-культурные центры. Если храм в городе, центр может быть большим. Если в селе — он будет скромным. Но суть одна: людям, особенно сельским, особенно детям, нужно знание своей веры. Нужны встречи, беседы, утренники, творческие вечера, праздники. Люди после работы могут прийти, попить чаю, поговорить. Узнать, у кого какие радости, у кого трудности.
Помочь бабушке на огороде, кому-то лампочку вкрутить, кому-то — батарею починить. Это и есть церковная жизнь — объединение людей во имя добра.

О том, что быть мамой и папой — это хорошо, что нужна крепкая семья, что дети должны слушаться родителей, а родители любить детей.
Мы говорим о простых вещах, мы даже о них кричим. Потому что мир сейчас так катится в никуда, когда разваливается привычное нам понятие той же семьи, воспитания детей. И когда роль воспитателей детей берут на себя какие-то «проповедники» из интернета. Мы говорим о том, что надо любовь и внимание деятельно проявлять. Если не вы воспитаете, то воспитает даже не улица, а непонятно какой «интернет-учитель». Ведь не факт, что он окажется действительно добрым человеком...
«Я тебя люблю, но в гости не приду»: о вере без участия
- Сейчас модно говорить: я верю в Бога, но в храм не хожу. Посещают церковь только по большим праздникам. Что можно сказать таким людям?
- Мы состоим из души и тела. И когда человек говорит: «Я в душе верю». Ну хорошо, но ты же еще и полноценный организм. Представьте себе: мужчина влюбился, говорит женщине, что любит ее... но не общается с ней. Ни цветов, ни ужина, ни походов в горы, ни звонков. Раз в год заглянет — и то без букета. Скажет: «Я тебя в душе люблю, а все остальное - предрассудки». Ну как это понять? Это ведь абсурд. Мы, люди, не можем обходиться без знаков внимания. Нам нужно «материальное» выражение своих чувств, в том числе чувств к Богу. И наши обряды, наши священнодействия, посещения храма – все это является свидетельством и выражением веры.

Или скажем, если заболеет человек, пойдет в больницу и дойдет только до регистратуры. Или на картинке на клинику посмотрит. А нужно же дальше с врачом пообщаться. Сейчас модно, чтобы был свой терапевт, стоматолог знакомый и так далее. Но нужен и свой священник. Это правильный подход. И нужно найти такого священника каждой семье. Это не означает, что он у вас дневать и ночевать будет. Просто в какую-то минуту вы пойдете к нему посоветоваться, пройти таинство исповеди. Он объяснит, как нужно молиться, вовремя предостережет от каких-то ошибок.
Потому что одно дело, ты прочитаешь что-то в интернете – опять же сравню с аптекой, где много разных ярких пузырьков и баночек – но не все же подряд тебе можно применять! Ты просто навредишь себе, если наешься всех подряд препаратов. Тебе нужно что-то конкретное для тебя!И именно священник посоветует, какую книгу почитать, какой фильм посмотреть. На многие вопросы может дать ответ. Не нужно первого попавшегося выбирать. Походите, посмотрите, изучите. Батюшки разные есть, и слава Богу, что их много. Кто-то построже, кто-то подобрее, у кого-то консервативные взгляды, у кого-то более свободные, молодые, постарше. Сейчас мы живем в замечательное время, когда никто не мешает прийти в храм, открыть любую книгу. В Казахстане как хорошо у нас: рождество, Курбан-айт и другие праздники – это выходные государственные. Это здорово, что государство идет навстречу верующим, мы можем это время посвятить своей душе, сходить в храм, пообщаться с родными и близкими.
«Унывать не надо»: о строгости, молодежи и смысле
- Есть ощущение, что вера в наши дни многим кажется чем-то излишне строгим — одни запреты, обряды, ритуалы. Это несправедливое восприятие?
- Да, у нас есть определенная строгость: посты, праздники, правил немало. Но подождите, а в любой другой сфере жизни как? Хотите стать хорошим специалистом, получить профессию? Дисциплина нужна. Студент не может делать что угодно, когда вздумается, и при этом рассчитывать на высокие результаты. То же самое — в спорте. Чтобы получить медаль или черный пояс, спортсмен ограничивает себя очень серьезно. Диета, режим, ежедневные тренировки. Наш пост на фоне их ритма жизни может показаться даже легким.
Строгость в духовной жизни — это нормально. У нас есть утренние и вечерние молитвы. Они называются правилом. Оно может быть большим, поменьше, совсем небольшим, в зависимости от возраста, состояния здоровья человека и других обстоятельств регламентируется все это. Хочешь, не хочешь, но вечером помолись, утром перед едой, после еды. Пусть небольшое правило, но нужно его выполнять каждый день. Это дисциплинирует. А если настроения нет? Слушайте, что это значит? Вот станешь отцом или матерью, у тебя ребенок маленький есть захочет среди ночи или ему потребуется пеленки поменять, а ты скажешь: у меня настроения нет ребенком заниматься. Ну, что это за ерунда?
И я смотрю порой на людей и вижу в них некоторое лукавство. Например, выражается оно в соблюдении здорового образа жизни, занятиях спортом, физкультурой, где речь идет о каких-то ограничениях. А в воскресенье утром заставить себя пойти на службу – здесь не-не-не.
- Возможно, лень?
- Нас сейчас как учат: иногда надо выходить из зоны комфорта. Не надо превращаться в нытиков и слабаков. В этом году мы празднуем 80-летие победы в Великой Отечественной войне. И если бы то поколение было такими же, как мы сейчас, мы бы ничего не выиграли. Наши родители, бабушки, дедушки, которые вытаскивали на себе и военное время, и послевоенную разруху, пахали на заводах и в колхозах. И не ныли. А после работы приходили и еще плясали под гармошку, отдыхали так. Жили весело, свадьбы играли...
Саможаление – один из неприятнейших грехов. Мы избалованные люди.В целом и в общем жизнь сейчас не сравнить с той жизнью, которая была в 1945-ом.

И посмотрите, сегодня... Одни из самых востребованных профессий - либо коучи, либо психологи. Еще лет 20 назад их не было столь много. Почему?
Потому что главный грех современного человека, особенно молодого — это уныние: руки опускаются, не могу себя найти, не знаю, как жить дальше, зачем жить, смысла жизни не вижу. Люди боятся трудностей, боятся переработок, стараются беречь себя, экономят себя.Подождите, надо гореть, а не тлеть! Тем более, когда еще молод. А мне как священнику приходится немало выслушивать подобных разговоров именно от молодежи. Боятся обязательств...
Но не надо бояться трудностей. То, что у тебя будет строгий начальник, он на тебя, если ты что-то плохо сделаешь, накричит — это нормально. Продолжай трудиться. Не надо бояться ни работы, ни семейных каких-то обстоятельств. Это все естественно. Не бывает круглогодичных Мальдив, Бали или Таиланда. И даже «на Таиландах» бывают всякие происшествия. Поэтому нормально, когда жизнь человека не только из конфет и радости состоит, но еще и из чего-то соленого, иногда горького. И, кстати, одна из задач церкви сейчас, молодежь из такого состояния вытаскивать. Я не против психологов, пожалуйста, пусть помогают. Однако за вас психолог ничего не решит, действуйте сами.
Есть мультфильм «Смешарики», психологический для детей и для взрослых, наверное, в большей степени. Там персонаж Бараш, который ноет, стихи ему не удаются. И однажды в одной серии он встречает некое сказочное чудовище, которое его не ест, а учит. Говорит: давай, хватит ныть, пиши. И в конце концов, чудовище ворчит: видишь, получилось, когда не жаловался, а потрудился.

«Тревожность растет, потому что душа голодна»
- Представители прежнего поколения, о котором мы говорили, действительно, пережили большие невзгоды. Но при этом крепки духом, у них внутренний стержень есть. А сейчас мы живем, по сравнению с ними, в более комфортных условиях, технологии развиваются, различные удобства в наличии. Почему же тогда растет тревожность? Почему люди стали более нервными, растерянными?
- Прежде всего оттого, что человек часто не знает, ради чего живет. Вспоминаются слова блаженного Августина, одного из отцов Церкви, великого писателя. Он сказал: «Для Себя сотворил нас Бог, и не успокоится сердце наше, пока не найдет покоя в Тебе». В этом и есть суть. Что бы человек не делал, все равно будет привкус пустоты, если не будет Бога.
С первого же грехопадения, как описано в книге Бытия, человек начал искать суррогаты. Адам с Евой сшили себе одежду из листьев смоковницы. Представьте: трава — вместо защиты, вместо благодати. Они пытались заменить Бога, его силу, его энергию одеянием из листьев. Этот вакуум, который у человека в душе, мы, люди разных национальностей, разных эпох, разных народов точно так же пытаемся из поколения в поколение заменить чем угодно.Когда человек мучительно голодный, он готов есть землю, камни, листву. И неважно, что он от этого умрет, лишь бы утолить чувство голода. И вот люди утоляют. Кто-то просмотром бесконечных сериалов, кто-то сидением в соцсетях, кто-то алкоголем, кто-то какими-то запрещенными веществами. Еще неправильный подход есть, когда человек не к Богу приходит, а ударяется во что-то нехорошее. Назовем это обманками, суррогатами веры, религии, которые дают ему уверенность в сегодняшнем и завтрашнем дне. Речь о сектах, различных радикальных движениях, которые захватывают человека всецело. Вот это по-настоящему дурман, когда человек не к Богу идет, а к выдуманным кем-то или даже им самим идеалам. Такой тоже может быть уход от реальности.
Настоящая, подлинная вера, она ведь не лишает тебя земных радостей. Брак не запрещен, нужно наоборот жениться, «плодиться и размножаться», наполнять Землю. Кино смотреть, в походы ходить, есть вкусные блюда, музыку слушать, петь и плясать – все можно!
- Все, что нельзя, собственно, в заповедях написано...
- Конечно, нельзя убивать, обижать родителей, воровать. Это нормально, да. «Нельзя» не так много. А вот как раз «можно» - гораздо больше. Вера в Бога не отнимает у тебя никаких твоих привычных радостей. Но наоборот, даже еще усиливает. Во время поста мы, например, ограничим себя в пище. Зато с какой радостью и удовольствием ты потом скушаешь тортик или котлетку. Ты по-другому учишься вообще к пище относиться. Церковь и наша вера православная — лишь против излишеств.
Считаю, что посты, ограничения, которые человек сам на себя накладывает, учат его владеть самим собой. Чтобы жареная картошка, шашлык или сериал над ним не господствовали. Освобождает вера, от всего этого наносного.
«Бог умеет считать только до одного»
- Бывают периоды, когда трудно поддержать других. А еще труднее — самого себя. Что вам помогает? Какая мысль, фраза?
- Есть такая фраза, которую я очень люблю. Она принадлежит митрополиту Антонию Сурожскому — удивительному православному архиерею, который служил в Великобритании. Благодаря ему множество англичан, в том числе лорды, графы, герцоги, пришли к православию. Уникальное явление. Так вот, он говорил: «Бог умеет считать только до одного». Странной кажется фраза, да? Что значит: не до миллиона, а до одного?
Дело в том, что каждый человек, кем бы он ни был, неважно, священник, мирянин, патриарх или нищий, который на паперти сидит, мусульманин, иудей, буддист, и в какой бы стране ни жил, для Бога он – один! Единственный и неповторимый сыночек или доченька. И когда говоришь что-то Богу, когда поднимаешь к небу глаза, произносишь голосом или в душе, в сердце молитву, Бог спешит откликнуться. Неважно, где ты, в каком ты состоянии, кто ты. Потому что Он считает только одного и один, единственный и неповторимый для Него - ты.Понятно, ты смотришь на других: вот этот человек заслуживает чтобы Бог был к нему милостив, а другому человеку неплохо было бы и по голове настучать. А Бог по-другому смотрит на всех. Тот же Антоний Сурожский приводит другую фразу, которую у кого-то почерпнул: когда у многодетной матери спросили, какого сына она любит больше всех, она ответила: я люблю их по-разному, но всех одинаково сильно! О силе божественной любви точно так же говорится.
Есть еще хорошая фраза, принадлежит христианским философам 19 века: «Когда ты входишь в храм, снимай шапку, но не снимай голову». Это тоже очень важный момент. Ты должен всегда быть мыслящим человеком, не действовать автоматически.
Есть такая опасность у нас, когда мы хотим, чтобы за нас все решили, подумали, придумали, а еще лучше сделали. Инфантильное поведение. Так вот, не нужно «снимать голову», следует помнить о своей ответственности.Еще одну интересную фразу приписывают Фаине Раневской: «Любовь — это не сюси-пуси. Любовь — это надень немедленно колоши, сегодня дождь будет». Это настоящая христианская любовь. Многие сейчас красиво научились говорить. Это хорошо, здорово, прекрасно. А дальше? Помимо слов должны же идти дела.
А если дел нет, то не только вера, но и любовь твоя - мертвая. И когда мы говорим «христианская любовь», это не то, что я должен чей-то портретик у себя на рабочем столе поставить и любоваться, умиляться целый день. Нет. Я должен совершать конкретные поступки для этого человека: подождать его с работы, проводить до дома с сумками, приехать к нему с лекарствами, выслушать его очередную скорбь или боль, условно говоря.Часто я эту фразу произношу перед молодыми семьями или людьми, собирающимися вступить в брак. Потому что конфетно-букетные периоды заканчиваются и остается сложная жизнь, когда друг друга надо поддерживать.
Позвольте также процитирую нашего владыку митрополита Александра. Когда он был юношей и поехал однажды тайно с богомольными бабушками в Псково-Печерский монастырь, встретил там удивительной жизни духовного человека. схиархимандрита Савву Остапенко. Подошел к нему, с широко открытыми глазами, а тот его спрашивает: «Хочешь быть счастливым человеком?». Александр сказал: «Конечно, кто же не хочет?». И в ответ получил от старца совет, выраженный словами Пимена Великого: «Если хочешь быть счастливым, надо много трудиться, молиться и делать добро людям». Вот такой девиз. Владыка любит его повторять, ну и мы, его духовные дети, тоже.
«Пусть тепло Пасхи согревает нас весь год»
- В завершение, дайте, пожалуйста, напутствие нашим читателям.

Позвольте также обратиться с пожеланием ко всем нам, казахстанцам, жителям, как любит подчеркивать владыка митрополит Александр, благословенного Казахстана, этой святой для всех нас земли. Святой не только потому, что это родина, а потому что еще здесь пострадали за веру в Бога сотни тысяч людей. Здесь нет такого уголка, такого города или такого аула, где бы не проживали эти удивительные люди, где бы они не несли свой крест, не страдали. А порой и погибали за веру. Поэтому это земля святая, это земля, политая кровью, освященная молитвами огромного числа людей. Поэтому владыка говорит - благословенная земля Казахстана!И вот хочу пожелать жителям нашей земли мира и благополучия, конечно же. Встретить наш великий праздник и теплом Пасхи, потом согреваться весь год!
Беседовала Ирина Московка, фото предоставлено отцом Евгением и с сайтов mitropolia.kz, religions-congress.org, voskresenskiy-s.cerkov.ru