Иммунотерапия рака, в отличие от химиотерапии, не убивает клетки напрямую. Используемые при этом методе препараты, вроде «Кейтруды», блокируют белки, которые мешают распознавать и уничтожать рак. Но проблема в том, что это срабатывает не всегда — лишь у десяти процентов пациентов опухоли достаточно иммуноактивны, чтобы терапия подействовала.
Исследование ученых из Флориды предлагает одновременно с антителами стимулировать выработку организмом интерферона первого типа — белка, который активирует иммунный ответ. Они выяснили, что один из способов запустить этот процесс — привлечь патоген или вещество его имитирующее.
«В статье не говорится, что все опухоли удалось вылечить или что рак побежден. Речь идет о другом: когда вы вводите любую мРНК-вакцину, не обязательно против опухоли, она все равно вызывает иммунный ответ», – говорит Анча Баранова.
Баранова подчеркивает, что подход американских специалистов дал отличные результаты в испытаниях на мышах. Однако для людей данный метод может не сработать или сработать иначе.
«Феномен очень интересный, но до того, чтобы завтра с помощью этой технологии удалось все опухоли вылечить, — как до Луны пешком», — считает она.
Профессор также напомнила, что интерферон первого типа, который потенциально способен стимулировать иммунитет, практически не используется в медицине — его сочли недостаточно эффективным, а фармацевтические компании не спешат его разрабатывать. В результате недостаток препаратов может существенно замедлить клинические испытания.
По словам Барановой, в России нет доступных мРНК-вакцин, которые могли бы стимулировать интерферон. Кроме того, моноклональную иммунотерапию пациенту вводят обычно раз в одну-две недели, каждый раз одновременно с этим вакцинироваться не будешь.
Самостоятельно попробовать вызвать запуск выработки интерферона в организме теоретически возможно, но на практике малоосуществимо, считает профессор. Случайно усилить эффект могут простуда или более сильный вирус, например COVID-19, однако предсказать это нельзя.
Баранова пояснила, что нужна точная синхронизация введения антител и стимуляции интерферона — в быту это невозможно.
Профессор напомнила, что российский молекулярный биолог Петр Чумаков получил государственную премию за работу над препаратами на основе онколитических вирусов, способных заражать и разрушать раковые клетки. По ее словам, разработка новых методов ведется постоянно, но «все происходит очень медленно, как и вся противораковая наука».
Баранова привела в пример технологию TIL (Tumor Infiltrating Lymphocytes therapy).
«Технология, когда опухоль-инфильтрирующие лимфоциты собирают у пациента, "вытрясают" их из биопсийных кусочков опухоли, а потом размножают в культуре до миллиардов клеток и возвращают обратно больному, была описана в научной статье еще 40 лет назад. А лекарство на ее основе было одобрено только в 2024 году», — рассказала она.
Ланга Черешкайте, Фото: Виктор Коротаев / Коммерсантъ