Летние и зимние Олимпиады обходятся слишком дорого и стали экономически невыгодными. Это привело к тому, что с каждым годом находится все меньше желающих принимать глобальное спортивное мероприятие в своих странах.
Международный олимпийский комитет надеется исправить ситуацию, начиная с Парижских игр этого года, которые стали первыми, согласованными с дорожной картой МОК «Повестка дня 2020», содержащей 40 рекомендаций по обеспечению будущей жизнеспособности мероприятия.
В частности, рекомендации подразумевают строительство только одного капитального спортивного сооружения, опираясь на существующие или временные, которые «выносят спорт за пределы стадионов». Также, для снижения углеродного воздействия уже рекомендуется использовать товары из переработанных материалов, отсюда и мебель из картона, которую демонстрировали спортсмены в Париже.
Заглядывая вперед, предстоящие игры в Лос-Анджелесе 2028 года не только будут опираться на существующую инфраструктуру, но и некоторые мероприятия будут проводиться в соседних городах, где есть сооружения для софтбола и гребного слалома.
Тем не менее экономисты говорят, что в будущем могут потребоваться более радикальные меры, чтобы Олимпиада стала по-настоящему устойчивой и экономически выгодной.
Эндрю Цимбалист, спортивный экономист из колледжа Смита, в своей книге «Circus Maximus» об экономических проблемах, связанных с Олимпийскими играми и чемпионатом мира по футболу, отметил, что после того, как Игры 1968 года в Мехико и 1972 Мюнхене года были отмечены атаками террористов, а Игры 1976 года в Монреале столкнулись с резким перерасходом средств, желающих стать городом-хозяином игр 1984 года почти не нашлось.
Лос-Анджелес, единственный город, подавший заявку на проведение игр 1984 года (после того, как Тегеран отказался от участия), смог использовать существующую спортивную инфраструктуру, заручиться прибыльным спонсорством, и выгодно продать права на трансляцию. В результате оргкомитет Лос-Анджелеса получил профицит в размере 215 миллионов долларов.
«Увидев заманчивый путь к возможной прибыли, города и страны вновь выстроились в очередь за право провести игры», — написал Цимбалист в своей книге.
Однако эйфория от прибыли продолжалась недолго. По данным исследования Оксфордского университета, опубликованного в мае 2024 года, на пяти из шести последних Олимпиад (летних и зимних), включая Париж-2024, перерасход средств с поправкой на инфляцию составил более 100%.
Исследователи отметили, что это очень приблизительная оценка, поскольку не включает косвенные капитальные затраты, такие как улучшение автомобильных и железных дорог, аэропортов, гостиниц и другой инфраструктуры, не связанной напрямую с проведением Игр.
Так, Пекин потратил более 40 миллиардов долларов на летние Игры 2008 года, Сочи - свыше 50 миллиардов на зимние Игры 2014 года, а расходы Рио на летние Олимпийские игры 2016 года приблизились к 20 миллиардам. При этом выручка перекрыла лишь малую часть затрат — в среднем около 6–8 миллиардов долларов, начиная с 2005 года.
В конце 2019 года, до того, как пандемия COVID-19 потрясла мировую экономику и привела к переносу Игр 2020 года, Национальный аудиторский совет Японии заявил, что оценка организаторов Олимпийских игр в Токио в размере 12,6 млрд долларов США не включала 17 млрд долларов США прямых затрат. В прошлом году оргкомитет Пекинских игр 2022 года сообщил о профиците в $52 млн при расходах в $2,24 млрд. Однако расследование Business Insider показало, что общие расходы, вероятно, превысили эту сумму более чем в 10 раз.
В программе на CNN, экономисты отметили, что большинство доходов от Олимпиады в итоге сводятся на нет краткосрочными и долгосрочными экономическими потерями. Например, время, труд и деньги, потраченные на крупный объект, вероятно, прерывают ежедневную торговлю, занимают ценную недвижимость, отвлекают деньги от необходимых для города инфраструктурных проектов, и в будущем города будут нести расходы на содержание построенных объектов, которые крайне редко используются в дальнейшем.
А Цимбалист сказал: «Я думаю, что заявления правительств и муниципальных властей, что «Олимпиада выведет город на карту мира», и «мы получим туризм, бизнес и инвестиции», — нелепы. Куда честнее говорить, «Может быть, мы выйдем в ноль» и «Может быть, у нас будет новый объект, который будет использоваться сообществом». Выгоду от крупных международных спортивных мероприятий можно получить только тогда, когда в городе уже есть вся нужная инфраструктура».
Его поддержала Аманда Фалин, доцент, специализирующаяся на международном бизнесе и экономике в Уоррингтонском колледже бизнеса:
«Спортивные мероприятия, включая Олимпиаду, привлекают множество туристов. Но если вы посмотрите статистику, то с 2012 года спортивный туризм теряет порядка 3–5% ежегодно».
Фалин также привела в пример Лейк-Плэсид, штат Нью-Йорк: с момента проведения зимних Олимпийских игр в 1980 году Лейк-Плэсид вложил сотни миллионов долларов в поддержку олимпийских объектов, стараясь развить как туристическое, так и деловое направление. Однако, согласно недавнему исследованию экономики туризма, город рассчитывает начать получать прибыль в размере около 350 млн долларов ежегодно только к 2030 году.
Цимбалист и Фалин заявили, что для обеспечения долгосрочной жизнеспособности Олимпиады может потребоваться назначение одного города или поочередное назначение нескольких городов постоянными местами проведения игр.
«Я люблю Олимпиаду и спортивные мероприятия, но я просто не думаю, что то, как сейчас работают Олимпиады, является жизнеспособной бизнес-моделью», — сказала Фалин. «Просто экономически нецелесообразно каждые четыре года выстраивать эту огромную сеть спортивной инфраструктуры, которая потом только требует финансовых вливаний и не приносит выгоды».
Подготовила Александра Алёхова, фото - скрин с передачи на канале CGTN America