Всего три из двадцати регионов в стране зарабатывают больше, чем тратят. Остальные – очень сильно зависят от республиканского бюджета. В среднем – почти на 50%. Но в области Жетысу, например, на 71%, а Туркестанской на все 79%. Ситуация не меняется уже много лет, скорее, становится хуже. Та же Мангистауская область в 2023 году из категории доноров перешла в число дотационных. А общие изъятия у оставшихся троих увеличились еще на 37 миллиардов.
Изымать деньги у «богатых» и передавать их «бедным» в Казахстане продолжат. Хотя вокруг этого большие споры: по сути, это выглядит как наказание за успех. Но иначе никак: политика заключается в том, чтобы выровнять регионы по базовым государственным услугам.
С другой стороны, как показывает практика, акиматы дотационных областей почти никак не стимулируют, чтобы они зарабатывали больше. Но теперь при новых подходах по определению трансфертов общего характера – тех самых денег для регионов из республиканского бюджета – областным акимам придется поднапрячься. Для каждого региона рассчитают так называемую «базу»: минимальный объем собранных налогов. Методику ее расчета сейчас тоже очень бурно обсуждают. И, кажется, в регионах совсем не довольны новой бюджетной политикой правительства.- Опасения акимов не напрасны, — заявил Жумангарин на вопросы депутатов, которые передавали вице-премьеру чаяния областных акиматов, — потому что подходы будут очень жесткими. По другому мы не сможем. Наша главная задача стабилизировать госфинансы. Мы должны это сделать в следующем году. Дефицит уже достаточно высокий, обслуживание долгов достаточно высоко: мы в свое время очень много заняли, чтобы поддерживать те же самые регионы! 1,1 трлн тенге – свободные остатки на счетах на конец года. Это говорит о неэффективном планировании на уровне регионов. Очень серьезная нужна бюджетная дисциплина. Да, у регионов доноров будут изъятия, которыми они будут недовольны. Будут жесткие расчеты базы доходов, которые остальным регионам тоже не понравятся.Такой подход в правительстве вынуждены вводить, тем не менее, в весьма неблагоприятных условиях. Разница в уровне жизни людей в разных регионах колоссальная. Где-то обеспеченность дошкольным образованием составляет все 100%, а где-то едва дотягивает до 60%. С доступом к центральному водоснабжению ситуация и вовсе критическая. В некоторых регионах этот уровень лишь 30%. При этом, есть и те (их, правда, по пальцам пересчитать), где весьма благополучные 95%. Выровнять это быстро в условиях дефицитного бюджета в правительстве, очевидно, даже не надеются. Жумангарин пообещал, что будут ставить реальные цели, потому что «столько денег у нас нет». А вот тот же депутат Абенов заявил, «в свое время Астану строили, а Кызылорду нет».

Ясно, что единого рецепта нет, и как должна выглядеть справедливость в этом отношении, не очень понятно.
- Мы должны приоритезировать те регионы, которые мы создали, или те, где есть точки возможного социального напряжения, — пытался как-то сформулировать общий подход Жумангарин, — это одна из задач, которую мы будем решать на правительственном уровне. И мы придем к вам в конце августа с бюджетом, в котором мы каким-то образом решим эти проблемы, а потом сообща будем исправлять ошибки, которые мы допустим в этом плане.
Бахыт Нуржанова, фото primeminister.kz и ortcom.kz