Сегодня закон «О противодействии коррупции» запрещает заниматься предпринимательской деятельностью людям, чья работа приравнена к деятельности госслужащих. Фактически речь идет не только непосредственно о государственных служащих, но и сотрудниках различных РГП, коммунальных учреждениях, органах местного самоуправления и других структур, чья деятельность оплачивается из бюджета. Конституционный суд по обращению гражданина РК рассмотрел эти законодательные запреты и признал их несоответствующими пункту 4 статьи 26 и пункту 1 статьи 39 Конституции.
Вносимыми поправками уточняется круг должностных лиц, на которые распространяются антикоррупционные ограничения, связанные с запретом на занятие деятельностью, не совместимой с выполнением государственных функций. После принятия закона они не будут распространяться на лиц, осуществляющих управленческие функции в РГП, коммунальных предприятиях и коммунальных госучреждениях.
При этом законодательно оговаривается, что эти лица не вправе участвовать в деятельности коммерческой организации, заниматься предпринимательской или иной оплачиваемой деятельностью, если она препятствует выполнению ими должностных обязанностей, влечёт использование служебного имущества или создаёт конфликт интересов.
Запрет на осуществление предпринимательской деятельности останется для членов территориальных избирательных комиссий, осуществляющими полномочия на постоянной основе; служащих Национального банка, Агентства по регулированию и развитию финансового рынка, АО "Авиационная администрация Казахстана"; управленцами в национальных холдингах и национальных компаний; и для сотрудников подразделений в сфере закупок и проводящие отбор проектов, финансируемых из бюджета.Также законодательно меняется перечень имущества, не подлежащий передаче в доверительное управление по договору доверительного управления имуществом. В него добавлены акции коммерческих организаций (простые акции в объеме, не превышающем 5% от общего количества голосующих акций организаций) и цифровыми активами.
Лицам, на которых распространяются антикоррупционные ограничения, связанные с запретом на занятие деятельностью не совместимой с выполнением государственных функций, дается право получать доход от имущества, переданного в доверительное управление. Также из законодательства исключается норма, устанавливающая для членов правительства ограничения, связанные с их пребыванием на государственной службе на право не передавать в доверительное управление принадлежащие им облигации и паи паевых инвестиционных фондов; и норма, запрещающая членам правительства сдавать в имущественный наем имеющееся в их собственности жилье и получать от этого доход.
Арина Александрова, фото pixabay.com