Статистика е-торговли такова: в 2024 году общий объем глобального рынка электронной коммерции составил порядка 6,3 трлн долларов с долей электронной торговли в 20%. В ближайшие годы прогнозируется дальнейший рост электронной коммерции до 8,3 трлн долларов.
В Казахстане, начиная с 2020 года объемы электронной торговли увеличились в 5 раз. По итогам 2024 года объем электронной торговли превысил 3,2 трлн тенге и составил 14,5% от всей розничной торговли. При этом активные онлайн-компании составляют 12,6% всех предприятий розничной торговли. Они создают более 300 тысяч рабочих мест; производительность онлайн-торговли на 33% выше; обеспечивают 60% налоговых поступлений в секторе розничной торговли.
По официальным данным, торгующие онлайн компании заплатили больше налогов (360 млрд против 240 млрд), хотя их доля на рынке количество самих компаний значительно меньше (505 тыс. против 73 тыс. компаний). Дополнительно к этому, отечественные маркетплейсы оплатили налогов на сумму 135,2 млрд тенге.
"Было проанализировано, как изменяются компании, после того, как начинают торговать онлайн. Анализ 10 тысяч случайных кейсов показал, что через 1,5 года после выхода на маркетплейс средний объем продаж компаний увеличивается в 4,8 раза, налоговые отчисления — в 13,5 раза. Расширяется география продаж. Это свидетельствует о том, что онлайн-компании не только генерируют большую выручку, но и создают рабочие места, становятся более прозрачными, работают "в белую", — рассказал на заседании правительства министр торговли и интеграции Арман Шаккалиев.
Вместе с тем, с развитием онлайн-торговли растет и количество жалоб потребителей на качество товаров. Министр отметил, что значительная доля жалоб потребителей приходится на зарубежные маркетплейсы.
"Эти проблемы возникают из-за того, что иностранные маркетплейсы и продавцы находятся вне юрисдикции Казахстана. Это создает риски для потребителей, которые не могут полноценно защитить свои права. Ввиду значительных расстояний между странами, выполнение требований по возврату или обмену товаров зачастую становится невозможным. Кроме того, товары, приобретаемые через иностранные интернет-магазины, не проходят процедуру сертификации, что ставит под угрозу безопасность и качество продукции", — пояснил он.Министерством был изучен международный опыт регулирования электронной торговли и защиты прав потребителей. Во всей мировой практике, во главу угла ставятся три ключевых задачи: защита прав потребителей и персональных данных; безопасность и качество товаров; добросовестная конкуренция. Поэтому предлагается ввести и в Казахстане обязательные условия для работы иностранных платформ, не ниже чем для отечественных, в части соблюдения требований по безопасности товаров, борьбы с контрафактом, защите прав потребителей, хранению и защите личных данных.
"По опыту ЕС, предлагается внедрение электронной платформы для регистрации иностранных интернет-платформ и магазинов. Для поддержки развития отечественного Е-СОМ предлагается: упрощение процедур таможенного оформления и оптимизация нефискальных сборов при импорте; введение специальных налоговых режимов для субъектов электронной торговли, оптимизация налогового администрирования; развитие складской и логистической инфраструктуры; развитие электронной торговли в формате В2В и оцифровка рынков. Предлагаемые подходы и меры будут реализованы через совершенствование законодательства в сфере электронной торговли, включая налоговое законодательство, защиты прав потребителей, информационной безопасности", — объяснил Шаккалиев.Предложенные подходы нашли одобрение со стороны правительства. Перед кабмином посавлена стратегическая задача увеличить долю электронной торговли в общем объеме розничной торговли до 18,5 % к 2029 году, или до 9,3 трлн тенге в натуральном выражении, (с учетом роста объемов розничной торговли до 50 трлн тенге). Поэтому премьер-министр поручил выработать конкретные предложения и меры по цифровизации всей торговой деятельности в Казахстане, в том числе рынков и небольших магазинов «у дома», сформировать эффективные цепочки поставок товаров как внутри страны, так и на международном уровне, а также разработать дополнительные меры господдержки развития электронной коммерции.
Арина Александрова, фото gov.kz