Так, по доходной части бюджета за 2024 год утвержденный план в объеме 16,1 трлн тенге был сокращен на 2 трлн тенге (на 12%) до 14,1 трлн. Но даже этот уменьшенный показатель по итогам года не был достигнут – сумма неисполнения составила 609 млрд тенге.
Основным источником доходов бюджета остаются налоговые поступления. Они занимают 62,7% или 12,3 трлн тенге. При этом по сравнению с 2023 годом отмечается сокращение их доли на 5,1%, или в абсолютном выражении на 604,6 млрд тенге.
В 2024 году, напомним, бюджет недополучил значительный объем налогов, в первую очередь, из-за уменьшения добычи нефти на 5,1 млн тонн по ТОО «Тенгизшевройл» в связи с отсрочкой запуска проекта будущего расширения на 2025 год. Кроме того, замедлился внешнеторговый оборот, из-за чего снизились поступления КПН, НДС и экспортной таможенной пошлины на нефть. Также в 2024 году правительство увеличило возврат НДС из бюджета на 595 млрд тенге, погашая долги перед бизнесом.
Недобор по налогам должен был привести к сокращению бюджетных расходов, однако расходную часть правительство не урезало. Почти половина расходов республиканского бюджета покрывается за счет трансфертов из Нацфонда и получаемых заемных средств. В 2024 году в бюджет из Нацфонда поступило 5,6 трлн тенге трансфертов, что на 40% больше уровня 2023 года. При этом поступления в Нацфонд за год составили только 3,8 трлн тенге.
ВАП отмечает проблемы не только с дисциплиной и недопоступлением налогов, по мнению госаудита, есть проблемы на стратегическом уровне. Так, в 2024 году трижды вносились изменения в прогноз бюджетных параметров доходной части, но в результате не было обеспечено исполнение прогноза доходов даже по пессимистическому сценарию. При этом в расходы республиканского бюджета изменения вносились 13 раз, что является рекордным количеством за последние 5 лет. В результате 26% расходной части бюджета (на 6,2 трлн тенге) была пересмотрена.«Это может говорить о фокусировке на краткосрочных решениях в ущерб предсказуемости бюджетного планирования», — отметил Нуржанов.При этом капитальных вложений бюджета становится все меньше. Одним из ключевых трендов 2024 года стало изменение в структуре финансирования инвестиций. Наблюдается снижение собственных инвестиций бюджета на 257 млрд тенге или на 7%. При этом, в регионы из бюджета было суммарно перечислено 7 трлн тенге на реализацию 912 проектов, имеющих важное значение для социально-экономического развития.
Однако, по данным акиматов, по итогам года завершено только 449 проектов или 49%.
ВАП в 2024 году выявил нарушений на 862 млрд тенге, что на 65% больше, чем в 2023 году. В бюджет возвращено 135 млрд тенге (с наступившими сроками исполнения). По материалам аудиторских проверок к административной ответственности привлечено 175 физических и юридических лиц, к дисциплинарной ответственности – 198 лиц. Первые руководители государственных органов, по общедоступной информации, за неисполнение бюджета к ответственности не привлекались.Отчет правительства об исполнении бюджета поступил на рассмотрение парламента. У депутатов есть право не утвердить данный документ. Такое решение будет означать выражение недоверия правительству. Однако такого прецедента никогда не случалось – несмотря на высказываемое недовольство и систематические бюджетные проблемы, отчет правительства депутаты утверждают ежегодно.
Арина Александрова, фото gov.kz