Так, доходы бюджета на 1 мая составили 6,68 трлн тенге, или 85,7% от запланированного объема. В эту сумму входят налоговые поступления, которые по итогам четырех месяцев 4,08 трлн тенге. План по налогам даже перевыполнен – 100,9%.
Основные налоги, пополняющие бюджет – корпоративный подоходный налог (КПН) и налог на добавленную стоимость (НДС). Согласно отчету минфина, поступления НДС составили 1,63 трлн тенге (94% к плану), КПН - 1,44 трлн тенге (101,1% к плану). Исполнение по остальным видам налогов также держится на уровне около 100%.
На протяжении многих лет трансферты из Национального фонда являются стабильным источником пополнения бюджета. При этом в последние годы размеры трансфертов дополнительно увеличиваются в течение года, что становится предметом резкой критики со стороны депутатов парламента. Но в 2025 году правительство тратит из Нацфонда меньше. Пересматривать утвержденные размеры трансфертов пока не планируется, но за январь-апрель из Нацфонда в бюджет поступило 2 трлн тенге (1,6 трлн – гарантированный трансферт, 400 млрд – целевой). И по целевому трансферту план исполнен на 24,5% - согласно данным минфина, на 1 мая планировалось, что от целевого трансферта в бюджет поступит 1,63 трлн тенге (общий же объем целевого трансферта из Нацфонда на весь год – 3,25 трлн). Причины такого сокращения в отчете не объясняются. Можно предположить, что это произошло из-за неготовности или изменения сроков по каким-либо проектам, реализовать которые планировалось, в том числе с использованием средств Нацфонда. На другие направления, кроме уже утвержденного перечня проектов, потратить средства целевого трансферта запрещает бюджетное законодательство.
Заимствования бюджета при этом растут. Так, поступления займов за четыре месяца составили 2,05 трлн тенге (100,1%). В структуре займа 1,98 трлн тенге приходится на внутренние государственные займы. Внешние государственные займы составили 71,71 млрд тенге, но при этом план исполнения - 201,4%. А на выплаты по долгам и обслуживание долга (то есть, уплата процентов) потратили больше, чем заняли: на погашение займов потрачено 1,13 трлн тенге, (100%), на обслуживание долга - 1,25 трлн (100%).Затраты бюджета за четыре месяца составили 7,57 трлн тенге, или 85,9%. Традиционно самая большая группа расходов с исполнением 99,8% — это социальное обеспечение. За четыре месяца на это направление потратили 1,99 трлн тенге. 398,15 млрд (89,7% от плана) составили расходы на образование, 371,06 млрд (89,7%) - на общественный порядок, безопасность, правовую, судебную и уголовно-исполнительную деятельность, 230,49 млрд (44,2%) - на оборону.
На государственные услуги общего характера потрачено 358,11 млрд (80%), на жилищно-коммунальное хозяйство – 23,77 млрд (41,5%), на культуру, спорт, туризм и информационное пространство – 83,09 млрд (87,5%), на топливно-энергетический комплекс и недропользование – 15,96 млрд (52,5%).На сельское, водное, лесное, рыбное хозяйство, особо охраняемые природные территории, охрану окружающей среды и животного мира, земельные отношения за четыре месяца израсходовано 126,39 млрд (79,4%), на транспорт и коммуникации – 289,77 млрд (67,1%).
По-прежнему расходы на здравоохранение составляют лишь половину от запланированных. Так, за январь-апрель на эту сферу из республиканского бюджета потрачено 570,05 млрд тенге (56,5%), включая целевой взнос государства в Фонд социального медицинского страхования в размере 506 млрд тенге (53,9%).
Если вспомнить состояние бюджета во второй половине 2024 года, когда налоговые поступления снижались ежемесячно, то сейчас исполнение выглядит вполне оптимистично. Однако неисполнение плана по расходам на сферу здравоохранения фиксируется с начала года, что может служить тревожным сигналом. Впрочем, судя по тому, что в правительстве (на открытых для СМИ заседаниях) данный вопрос не обсуждался, и не поднимался со стороны депутатов парламента, беспокойства эта тенденция в официальной Астане не вызывает.Арина Александрова, изображение сгенерировано нейросетью