Безопасность полетов
Сегодня в Казахстане показатель безопасности полетов составляет 82% по оценке Международной организации гражданской авиации (ИКАО). Это на 11,2% выше среднемирового уровня (70,8%) и сопоставимо с показателями стран западной Европы.
В прошлом году Еврокомиссией были полностью сняты ораничения на полеты по «черному списку» для казахстанских авиакомпаний в страны Евросоюза.
Что касается расследования авиационных происшествий, этот критерий входит в число 8 критически важных для оценки безопасности полетов ИКАО. В Казахстане он составляет 51%, и среди других показателей остается самым низким.
Для улучшения ситуации до конца 2025 года планируется создание специализированного центра по расследованию транспортных происшествий, с привлечением высококвалифицированных специалистов и оснащением необходимым оборудованием.Качество сервиса
В авиации активно внедряются цифровые решения. Так, уже действуют системы электронного документооборота в грузоперевозках «E-freight» и сбора данных об авиапассажирах API/PNR, система электронного удостоверения личности «E-doc-airport», позволяющая пассажирам проходить регистрацию и контроль без предъявления бумажных документов.
На стадии внедрения - биометрическая идентификация пассажиров, оптимизация маршрутов для сокращения времени полета и расхода топлива и цифровая услуга страхования при задержках рейсов. Это будет специальный сервис, внедренный в приложение по продаже авиабилетов, который позволит пассажирам страховать задержку и мгновенно получать выплаты в случае задержки рейса.
Помимо этого, действует сервис проверки запретов на вылет, позволяющий моментально проверить наличие запрета на выезд из-за задолженности, и в случае запрета человек может сразу же оплатить долг через банковские цифровые сервисы.
Новые авиарейсы

«Одним из ключевых факторов повышения качества авиаперевозок и снижения задержек является обновление и расширение парка воздушных судов. Казахстанские авиакомпании ежегодно приобретают порядка 10-15 новых современных самолетов. На текущий момент парк воздушных судов составляет 104 борта. За полтора месяца текущего года авиапарк страны уже пополнился двумя новыми современными лайнерами Airbus А320 NEO, а до конца года ожидается прибытие еще 14 самолетов, что позволит увеличить провозную емкость на 15%», — сообщил на заседании правительства вице-министр транспорта Талгат Ластаев.Количество международных полетов увеличивается ежегодно. Сейчас у Казахстана есть авиасообщение с 31 страной и 58 городами, выполняются рейсы по 119 маршрутам. В 2024 году на 22 международных направлениях были открыты 12 рейсов в 6 новых городов (Мумбай (Индия), Джидда (Саудовская Аравия), Прага (Чехия) и другие), а также возобновлены полеты на 10 маршрутах. В 2025 году запланировано 16 новых направлений, среди которых города Рим, Мюнхен, Будапешт, Шанхай, Гуанчжоу, Пусан (Корея) и другие.
«Расширение выбора бюджетных маршрутов для пассажиров повышается за счет прихода на международный авиарынок Казахстана 4-х новых иностранных лоукостера SpiceJet (Индия), Eastar Jet и T’way Air – (Южная Корея), ThayAirAsia – (Таиланд). За прошлый год режим «открытого неба» был внедрен в аэропортах Кызылорда, Костанай, Атырау и действует во всех международных аэропортах (17) (Астана, Алматы, Шымкент, Актау, Караганда, Усть-Каменогорск, Павлодар, Кокшетау, Тараз, Петропавловск, Семей, Туркестан, Актобе, Уральск)», — отметил Ластаев.
Состояние аэропортов
6 аэропортов в таких городах, как Астана, Алматы, Шымкент, Актобе, Караганда, Актау, должны трансформироваться в международные аэрохабы с созданием на их территории специальных экономических зон. В рамках модернизации этих аэропортов предусмотрено обновление инфраструктуры и упрощение логистических процессов. К примеру, в Актау запланировано создание полноценного мультимодального хаба, который обеспечит перевозку грузов с использованием авиационного, автомобильного, железнодорожного и морского сообщения. В его структуре будут технический центр для обслуживания и ремонта самолетов, а также учебный центр для подготовки специалистов.

В 2024 году были проведены строительные и ремонтные работы в 10 аэропортах. За счет привлечения 350 млрд тенге частных инвестиций модернизированы три новых пассажирских терминала – в Алматы, Шымкенте и Кызылорде, что позволило увеличить их пропускную способность в 6,5 раз (с 3,5 млн до 23 млн пассажиров в год).
В 5 аэропортах (Астана, Актобе, Шымкент, Караганда и Жезказган) проведен текущий ремонт взлетных полос. В 2 аэропортах - Актау и Павлодаре, капитальный ремонт аэродромных покрытий закончится в 2025 году.
Прорабатывается комплексное решение по доступности авиатоплива для снижения стоимости, увеличения производства, устранения посредников при реализации и перехода на стандарты JetA-1.
Результатом всех этих мер должно стать увеличение к 2030 год пассажиропотока с 14,7 млн пассажиров до 26 млн; объем обработанного груза вырастет с 170 тыс. тонн до 500 тыс. тонн; парк воздушных судов расширится с 104 до 221 единиц; количество международных направлений вырастет со 119 до 200.
Арина Александрова, фото pixabay.com