О развитии трансграничных хабов на заседании Правительства под председательством Олжаса Бектенова доложил министр торговли и интеграции Арман Шаккалиев, передает корреспондент zorknews.kz.
Глава государства поставил задачу по формированию в Казахстане полноценных транспортно-логистических хабов в Центральной Азии и в Каспийском регионе. Для ее реализации вокруг страны на границах с Китаем, Кыргызстаном, Узбекистаном, Российской Федерацией и на Каспийском побережье создаются транспортно-логистические и торговые центры. Цели, задачи и подходы по созданию и развитию трансграничных хабов предусмотрены в Концепции развития транспортно-логистического потенциала Казахстана до 2030 года. Их создание ускорит торговое взаимодействие с приграничными странами, увеличит рост несырьевого экспорта на 30%, упростит логистические процедуры для бизнеса.
Месторасположением проекта «Индустриальный торгово-логистический комплекс» выбрана зона, прилегающая к одному из самых загруженных транзитных пунктов пропуска: «Карасу» со стороны Казахстана и «Ак-Тилек» со стороны Кыргызстана, которые являются участком международного автомобильного коридора «Западная Европа – Западный Китай».
«Комплекс будет предоставлять услуги хранения и предпродажной подготовки продукции, консолидации и перераспределения товаров по оптовым партиям. На сегодняшний день формируется пул потенциальных резидентов ИТЛК. На территории комплекса будет действовать упрощенная пограничная система и система регистрации автотранспортных средств и грузов, где товары будут перемещаться через новый мост, что позволит значительно разгрузить действующие пункты пропуска. Строительные работы начнутся в 2025 году», — отметил министр.
Международный центр промышленной кооперации «Центральная Азия» станет крупнейшим в регионе центром консолидации, обработки и дистрибуции грузопотоков, а также производственной кооперации в рамках коридора «Север – Юг».
Центр будет размещен вблизи пунктов пропуска «Атамекен» (Казахстан) и «Гулистан» (Узбекистан), будет состоять из производственных площадок, складов для хранения, а также транспортной инфраструктуры. Это позволит ускорить доставку грузов и уменьшить затраты на логистику, сократить количество участников в цепи поставок, снизить стоимость продукта для конечного потребителя и увеличить скорость поставок.
Центр обеспечит создание новых производств, рабочих мест, переработку сельскохозяйственной и промышленной продукции, производств в сфере машиностроения и металлообработки, фармацевтики, электротехнической, химической, кожевенной и текстильно-швейной продукции, в том числе проект ТОО «Global Textile» по производству готовой текстильной продукции.
Создание МЦПК благоприятно отразится на дальнейшем углублении двусторонних торгово-экономических отношений с приграничными странами, активизирует деловые связи между производителями и предпринимателями двух стран, и будет стимулировать увеличение взаимного товарооборота до $10 млрд в ближайшие 5 лет.
А вот Центр трансграничной торговли «Евразия» будет размещен на территории, примыкающей к аэропорту г. Уральска. Это узловая точка грузопотоков с выходом на города Оренбург, Саратов, Самара и дальше на крупнейшие федеральные округи РФ и страны Восточной Европы. Для реализации Центра создана индустриальная зона под инвестпроекты по производству красок, полимерных покрытий, пластиковой тары/контейнеров и 3D декор-панелей. Реализация Центра принесет макроэкономические эффекты для ЗКО: снижение доли совокупных народнохозяйственных затрат на продвижение грузов и товаров в структуре ВВП на 5%-10%; повышение инвестиционной привлекательности проектов по размещению производств. Запуск ЦТТ «Евразия» запланирован на 2026 год.
«Хоргосский узел» выступает неотъемлемым элементом расширения транзитного потенциала Казахстана, а также является частью глобальной концепции Китайской Народной Республики – «Один пояс – один путь», где учитывается географическое положение, инфраструктурный потенциал с выходом на Европу и страны Ближнего Востока.
По словам Армана Шаккалиева, реализация проекта «Хоргосский узел» заключается в сопряжении и интеграции инфраструктурных объектов для наращивания объемов экспорта, транзита и развития производственной кооперации. Он даст импульс развитию торгово-экономического сотрудничества на границе Казахстана и Китая.
Одним из проектов, реализуемых в рамках развития хабов на Каспийском узле, является проект «Строительство контейнерного хаба в морском порту Актау». Работы по реализации проекта начаты. На территории СЭЗ «Морпорт Актау» зарезервирован земельный участок площадью 19 га. С потенциальным инвестором – портом ООО «ГК Порт Ляньюньган» – подписано соглашение о привлечении инвестиций в данный проект. Также в участии в реализации проекта выразили заинтересованность международные компании «PSA International» (Сингапур), «Abu Dhabi Ports Group» (ОАЭ), «Adani Group» (Индия), «Rhenus» (Германия). Проект реализуется Министерством транспорта совместно с акиматом Мангистауской области. Строительство контейнерного хаба в порту Актау планируется завершить во втором квартале 2025 года.
Еще один проект, придающий импульс развитию и расширению порта Курык, – «Строительство многофункционального морского терминала «Саржа». Инвестор – компания «SEMURG INVEST». Реализация проекта предполагает строительство терминала генеральных грузов, универсального терминала, терминала наливных грузов, а также транспортно-логистического центра и производственного комплекса общей мощностью порядка 10 млн тонн. С ноября 2023 года ведется перевалка генеральных грузов, на сегодняшний день обработано более 73 тыс. тонн металла и удобрений. Срок завершения проекта – 2026 год.
«На сегодняшний день полностью завершены мероприятия и процедуры по принятию организационно-распорядительных документов, необходимых для создания хабов. В частности, подписаны два межправительственных соглашения с Узбекистаном и Кыргызстаном, созданы индустриальные зоны», — сказал Арман Шаккалиев.
Министр также подчеркнул, что создание производств совместно с приграничными странами посредством выстраивания системы трансграничных хабов в качестве зон опережающего развития будет способствовать:
• усилению роли РК в системе трансконтинентальных и межгосударственных экономических коридоров;
• росту товарооборота между странами и укреплению стратегических отношений;
• развитию промышленной кооперации и транспортно-логистической инфраструктуры;
• развитию экспортного потенциала РК;
• организации современных мультимодальных хабов для обслуживания международных грузовых потоков.
Ланга Черешкайте, фото автора