Проект документа, подписанного председателем Коллегии ЕЭК Бакытжаном Сагинтаевым, опубликован на официальном ресурсе Евразийской экономической комиссии 25 сентября. До 15 октября продлится общественное обсуждение.
«Установить стоимостные нормы, в пределах которых ввоз на таможенную территорию Евразийского экономического союза товаров электронной торговли, приобретенных физическими лицами, осуществляется без уплаты таможенной пошлины в отношении товаров электронной торговли: в период с 1 января 2025 г. по 31 декабря 2025 г. включительно – 200 евро; в период с 1 января 2026 г. по 31 декабря 2026 г. включительно – 100 евро; в период с 1 января 2027 г. по 31 декабря 2027 г. включительно – 50 евро», — сказано в документе.Но эти стоимостные нормы – лишь часть общих евразийских поправок в систему электронной торговли. Потому что в Таможенном кодексе ЕАЭС в принципе меняется сама суть понятия «товар для личного пользования» - до конца 2024 года все 5 стран-участниц ЕАЭС должны ратифицировать Протокол о внесении изменений в Таможенный кодекс ЕАЭС, который 25 декабря 2023 года в Санкт-Петербурге подписали главы государств. И вокруг этого документа идут основные споры.
Мы не знаем, что это такое. Если бы мы знали...
2 апреля 2024 года министерство торговли и интеграции Казахстана опубликовало короткую новость о том, что на площадке ЕЭК идет активная работа в части регулирования внешней электронной торговли.
«В частности, введен институт оператора электронной торговли (в Казахстане им определено АО «Казпочта», — Ред.), предусмотрены использование при таможенном декларировании нового вида декларации (декларация на товары электронной торговли), возможность реализации товаров внешней электронной торговли физическим лицам с использованием таможенных («бондовых») складов, а также особенности применения таможенных платежей», — сообщало ведомство.
Новшества преподносились минторговли как профессионализация деятельности и удобство для конечного потребителя.
«Все функции по сопровождению, в том числе ответственность перед таможенными органами, возьмет на себя новый участник цепочки поставок – оператор электронной торговли. В Протоколе (об изменении Таможенного кодекса ЕАЭС, — Ред.) определены рамки сотрудничества между ним, таможней и покупателем. При этом не исключается возможность граждан оформлять товары самостоятельно», — сказано в информации министерства.
С тех пор прошло почти полгода, а каких-то крупных публичных обсуждений грядущих изменений в Казахстане не было, за одним исключением.
В конце июня нацпалата «Атамекен» давала экспертное заключение Министерству национальной экономики по консультативному документу к поправкам в национальное казахстанское таможенное законодательство.
«В Консультативном документе нет информации о данном Протоколе (том самом, который до конца 2024 года Казахстан должен ратифицировать, — Ред.), а в качестве аналитических сведений, показывающие уровень и значимость описываемой проблемы, приведены сведения только о росте объема электронной торговли и на этом основании делается вывод о необходимости регулирования данного сегмента рынка», — сказано в заключении «Атамекена».
Проблему главное не проспать
В то же самое время крупнейшие российские маркетплейсы буквально воевали с госорганами за каждый пункт изменений, которые подразумевают усложнение таможенных процедур с зарубежными покупками и, как следствие, повлекут удорожание товара для конечного пользователя.
Сейчас оплаченный покупателем заграничный товар ввозится в страну как товар для личного пользования.
«С момента вступления в силу поправок в Таможенный кодекс понятие «товары для личного пользования» будет применяться исключительно к товарам, которые физлицо ввозит или вывозит через границу в багаже или которые в его адрес отправляет другое физлицо, и такие товары доставляются почтой или перевозчиком», — в июле 2024 года давала разъяснения исполнительный директор российской Ассоциации трансграничной электронной торговли и экспресс-доставки Галина Донцова.
То есть все идет к тому, что товары, приобретаемые физлицами на электронных площадках штучно для личного пользования, будут приравнены к коммерческим партиям. И это означает, что покупку любой футболки или наушников, например, произведенных за пределами ЕАЭС, но реализуемых рядовым покупателям через местные маркетплейсы, нужно будет оформлять с таким же пакетом разрешительных документов, каким крупный бизнес оформляет коммерческую партию, поставляемую напрямую из третьих стран. А это – сертификаты, нотификации и декларации соответствия.
У этих изменений, кстати говоря, есть и сторонники – представители традиционной розничной торговли. Они как раз возят товары коммерческими партиями, оплачивая все разрешительные документы, из-за чего не могут по ценам конкурировать с маркетплейсами.
«Еще 15–20 лет назад товарами для личного пользования, пересылаемыми через границу, по факту были посылки от родственников и друзей. Сейчас же в связи с развитием электронной торговли произошла подмена понятий, и под эти льготные условия подпадают покупки на маркетплейсах с доставкой в Россию, в том числе дорогостоящая техника и электроника. При этом иностранные продавцы не несут ответственности за качество товаров и не прикладывают сертификаты, а иногда даже не вкладывают инструкцию на русском языке, что может быть опасно для потребителя», — такие аргументы приводят российские сторонники ужесточения интернет-торговли.
Своя рубашка ближе к телу
В конце августа, кстати, казахстанские маркетплейсы встречались с минторговли и НПП «Атамекен» и возмущались «экспансией зарубежных интернет-площадок». А спустя несколько дней, в начале сентября, министр торговли Арман Шаккалиев заявил, что торговые площадки, которые не соответствуют современным требованиям, должны уйти с рынка.
«Должны быть единые правила с учетом добросовестного поведения и конкуренции, то есть не должно быть так, что один налоги платит больше, другой придумывает разные способы — что это не услуги маркетплейса, а доставки товаров. Речь шла о неких принципах фэйрплей. В этой части мы поддерживаем такое обращение и посыл, что правила игры должны быть открытыми, а маркетплейсы не должны выдавливать продавцов под видом того, что они сами будут торговать», — цитировали СМИ министра.Шаккалиев говорил и о планируемых обсуждениях правил внутренней торговли, через которые будут регулировать деятельность маркетплейсов, в том числе и иностранных. Речь шла о мерах, принимаемых Казахстаном внутри Казахстана для защиты интересов своих игроков. А вот о вышеупомянутом нами Протоколе по изменениям в Таможенный кодекс ЕАЭС разговоров не было.
Россия с Протоколом уже разобралась. 23 июля 2024 года Госдума ратифицировала Протокол, а 8 августа закон о ратификации подписал президент РФ Владимир Путин.
Казахстан пока не ратифицировал, но есть Указ президента Касым-Жомарта Токаева о подписании Протокола, датированный 12 декабря 2023 года.
Теперь его должен ратифицировать парламент, а в разделе законопроектов на сайте мажилиса нет ни одного упоминания за 2024 год о том, чтобы вышеупомянутый протокол хотя бы находился на рассмотрении в мажилисе. Что это? Саботаж?
Очень вероятно, что этот процесс тормозится как раз разночтениями между планируемыми поправками в Таможенный кодекс ЕАЭС и таможенным законодательством Казахстана, которые необходимо привести к единому знаменателю. До конца 2024 года остается 3 месяца...
Александра Алёхова, фото stockcake.com