22 августа 2024

"Право должно быть выше власти" - Цицерон.

USD

480.11 KZT

EUR

532.25 KZT

RUB

5.14 KZT

22 августа 2024

"Право должно быть выше власти" - Цицерон.

USD

480.11 KZT

EUR

532.25 KZT

RUB

5.14 KZT

К 2027 году в ЕАЭС онлайн-покупки от 50 евро станут платными

вчера
К 2027 году в ЕАЭС онлайн-покупки от 50 евро станут платными
Евразийская экономическая комиссия опубликовала решение об установлении лимита беспошлинного ввоза на территорию ЕАЭС любых товаров, приобретаемых физическими лицами в третьих странах для личного пользования.

Проект документа, подписанного председателем Коллегии ЕЭК Бакытжаном Сагинтаевым, опубликован на официальном ресурсе Евразийской экономической комиссии 25 сентября. До 15 октября продлится общественное обсуждение.
«Установить стоимостные нормы, в пределах которых ввоз на таможенную территорию Евразийского экономического союза товаров электронной торговли, приобретенных физическими лицами, осуществляется без уплаты таможенной пошлины в отношении товаров электронной торговли: в период с 1 января 2025 г. по 31 декабря 2025 г. включительно – 200 евро; в период с 1 января 2026 г. по 31 декабря 2026 г. включительно – 100 евро; в период с 1 января 2027 г. по 31 декабря 2027 г. включительно – 50 евро», — сказано в документе.
Но эти стоимостные нормы – лишь часть общих евразийских поправок в систему электронной торговли. Потому что в Таможенном кодексе ЕАЭС в принципе меняется сама суть понятия «товар для личного пользования» - до конца 2024 года все 5 стран-участниц ЕАЭС должны ратифицировать Протокол о внесении изменений в Таможенный кодекс ЕАЭС, который 25 декабря 2023 года в Санкт-Петербурге подписали главы государств. И вокруг этого документа идут основные споры.

Мы не знаем, что это такое. Если бы мы знали...

2 апреля 2024 года министерство торговли и интеграции Казахстана опубликовало короткую новость о том, что на площадке ЕЭК идет активная работа в части регулирования внешней электронной торговли.

«В частности, введен институт оператора электронной торговли (в Казахстане им определено АО «Казпочта», — Ред.), предусмотрены использование при таможенном декларировании нового вида декларации (декларация на товары электронной торговли), возможность реализации товаров внешней электронной торговли физическим лицам с использованием таможенных («бондовых») складов, а также особенности применения таможенных платежей», — сообщало ведомство.

Новшества преподносились минторговли как профессионализация деятельности и удобство для конечного потребителя.
«Все функции по сопровождению, в том числе ответственность перед таможенными органами, возьмет на себя новый участник цепочки поставок – оператор электронной торговли. В Протоколе (об изменении Таможенного кодекса ЕАЭС, — Ред.) определены рамки сотрудничества между ним, таможней и покупателем. При этом не исключается возможность граждан оформлять товары самостоятельно», — сказано в информации министерства.

С тех пор прошло почти полгода, а каких-то крупных публичных обсуждений грядущих изменений в Казахстане не было, за одним исключением.
В конце июня нацпалата «Атамекен» давала экспертное заключение Министерству национальной экономики по консультативному документу к поправкам в национальное казахстанское таможенное законодательство.

«В Консультативном документе нет информации о данном Протоколе (том самом, который до конца 2024 года Казахстан должен ратифицировать, — Ред.), а в качестве аналитических сведений, показывающие уровень и значимость описываемой проблемы, приведены сведения только о росте объема электронной торговли и на этом основании делается вывод о необходимости регулирования данного сегмента рынка», — сказано в заключении «Атамекена».

Проблему главное не проспать

В то же самое время крупнейшие российские маркетплейсы буквально воевали с госорганами за каждый пункт изменений, которые подразумевают усложнение таможенных процедур с зарубежными покупками и, как следствие, повлекут удорожание товара для конечного пользователя.

Сейчас оплаченный покупателем заграничный товар ввозится в страну как товар для личного пользования.
«С момента вступления в силу поправок в Таможенный кодекс понятие «товары для личного пользования» будет применяться исключительно к товарам, которые физлицо ввозит или вывозит через границу в багаже или которые в его адрес отправляет другое физлицо, и такие товары доставляются почтой или перевозчиком», — в июле 2024 года давала разъяснения исполнительный директор российской Ассоциации трансграничной электронной торговли и экспресс-доставки Галина Донцова.

То есть все идет к тому, что товары, приобретаемые физлицами на электронных площадках штучно для личного пользования, будут приравнены к коммерческим партиям. И это означает, что покупку любой футболки или наушников, например, произведенных за пределами ЕАЭС, но реализуемых рядовым покупателям через местные маркетплейсы, нужно будет оформлять с таким же пакетом разрешительных документов, каким крупный бизнес оформляет коммерческую партию, поставляемую напрямую из третьих стран. А это – сертификаты, нотификации и декларации соответствия.

У этих изменений, кстати говоря, есть и сторонники – представители традиционной розничной торговли. Они как раз возят товары коммерческими партиями, оплачивая все разрешительные документы, из-за чего не могут по ценам конкурировать с маркетплейсами.

«Еще 15–20 лет назад товарами для личного пользования, пересылаемыми через границу, по факту были посылки от родственников и друзей. Сейчас же в связи с развитием электронной торговли произошла подмена понятий, и под эти льготные условия подпадают покупки на маркетплейсах с доставкой в Россию, в том числе дорогостоящая техника и электроника. При этом иностранные продавцы не несут ответственности за качество товаров и не прикладывают сертификаты, а иногда даже не вкладывают инструкцию на русском языке, что может быть опасно для потребителя», — такие аргументы приводят российские сторонники ужесточения интернет-торговли.

Своя рубашка ближе к телу

В конце августа, кстати, казахстанские маркетплейсы встречались с минторговли и НПП «Атамекен» и возмущались «экспансией зарубежных интернет-площадок». А спустя несколько дней, в начале сентября, министр торговли Арман Шаккалиев заявил, что торговые площадки, которые не соответствуют современным требованиям, должны уйти с рынка.
«Должны быть единые правила с учетом добросовестного поведения и конкуренции, то есть не должно быть так, что один налоги платит больше, другой придумывает разные способы — что это не услуги маркетплейса, а доставки товаров. Речь шла о неких принципах фэйрплей. В этой части мы поддерживаем такое обращение и посыл, что правила игры должны быть открытыми, а маркетплейсы не должны выдавливать продавцов под видом того, что они сами будут торговать», — цитировали СМИ министра.
Шаккалиев говорил и о планируемых обсуждениях правил внутренней торговли, через которые будут регулировать деятельность маркетплейсов, в том числе и иностранных. Речь шла о мерах, принимаемых Казахстаном внутри Казахстана для защиты интересов своих игроков. А вот о вышеупомянутом нами Протоколе по изменениям в Таможенный кодекс ЕАЭС разговоров не было.

Россия с Протоколом уже разобралась. 23 июля 2024 года Госдума ратифицировала Протокол, а 8 августа закон о ратификации подписал президент РФ Владимир Путин.
Казахстан пока не ратифицировал, но есть Указ президента Касым-Жомарта Токаева о подписании Протокола, датированный 12 декабря 2023 года.
Теперь его должен ратифицировать парламент, а в разделе законопроектов на сайте мажилиса нет ни одного упоминания за 2024 год о том, чтобы вышеупомянутый протокол хотя бы находился на рассмотрении в мажилисе. Что это? Саботаж?

Очень вероятно, что этот процесс тормозится как раз разночтениями между планируемыми поправками в Таможенный кодекс ЕАЭС и таможенным законодательством Казахстана, которые необходимо привести к единому знаменателю. До конца 2024 года остается 3 месяца...

Александра Алёхова, фото stockcake.com