7 ноября 2024

«Трудолюбие – душа всякого дела и залог благосостояния» – Чарльз Диккенс.

USD

517.45 KZT

EUR

598.59 KZT

RUB

6.58 KZT

7 ноября 2024

«Трудолюбие – душа всякого дела и залог благосостояния» – Чарльз Диккенс.

USD

517.45 KZT

EUR

598.59 KZT

RUB

6.58 KZT

Долги растут, налоги снижаются: мажилис обсудил состояние бюджета

сегодня
Долги растут, налоги снижаются: мажилис обсудил состояние бюджета
Мажилис на пленарном заседании рассмотрел отчёты правительства и Высшей аудиторской палаты об исполнении республиканского бюджета за 2024 год. Как следует из документов, в прошлом году экономика Казахстана выросла на 4,8%, причем, в первую очередь, за счёт развития ненефтяного сектора. Объём промышленного производства вырос на 2,8%, валовой продукции сельского хозяйства – на 13,7%, строительных работ – на 13,1%, торговли – на 9,1%, передает корреспондент zorknews.kz.

Объём инвестиций в основной капитал увеличился на 7,5%. Реализованы 248 инвестиционных проектов на 2,7 трлн тенге. Международные резервы страны на 1 января 2025 года составили 104,7 млрд долларов и выросли на 9,1% к началу 2024 года.

Доходы республиканского бюджета за 2024 год составили 19,6 трлн тенге или 97,2% от прогнозного значения. Из них наибольшая часть пришлась на налоговые поступления – 12,3 трлн тенге. Израсходованы 23,6 трлн тенге или 97,8% к плану на год. Неисполнение составило 526 млрд тенге, из которых 92 млрд тенге – неосвоение по республиканским бюджетным программам.

По итогам 2024 года дефицит республиканского бюджета при плане 3,7 трлн тенге сложился в сумме 3,6 трлн тенге или 2,7% к ВВП. Покрытие дефицита бюджета на 98,4% осуществлено за счёт заимствования.
Депутаты, впрочем, вспомнили, что относительно хорошее исполнение по цифра объясняется не финансовой дисциплиной чиновников, а многочисленными корректировками параметров республиканского бюджета. Так, план по налоговым поступлениям корректировался в сторону уменьшения уже в конце 2024 года, когда стало окончательно ясно, что больше налогов в казне не прибавится. От первоначального же плана по доходам отставание произошло почти наполовину.

Мажилисмен Мукаш Искандиров отметил, что по итогам рассмотрения отчёта правительства за 2024 год вновь фиксируются системные проблемы, в числе которых - рост неэффективно использованных средств, масштабное неосвоение бюджета, слабая связь между расходами и результатами использования Нацфонда вне инвестиционных принципов. Он спросил у председателя Высшей аудиторской палаты Алихана Смаилова, не нужны ли ВАП дополнительные инструменты для того, чтобы рекомендации госаудита принимались правительством не только «к сведению», но и находили практическое применение.
«Недавно был принят новый бюджетный кодекс, в нём был учтён целый ряд предложений Высшей аудиторской палаты, в том числе была принята норма о том, что в годовом отчёте правительства по исполнению республиканского бюджета будет раздел с представлением информации об исполнении рекомендаций Высшей аудиторской палаты. Теперь по итогам 2025 года в отчете правительства мы должны будем увидеть такую информацию. Это уже - законодательно закрепленные требования к правительству. Мы также изучали международный опыт, и мы видим, что во многих странах счетные палаты тесно взаимодействуют со своими парламентами. Мы считаем очень важным на регулярной основе предоставлять депутатам парламента результаты по государственному аудиту по различным направлениям с тем, чтобы депутаты могли использовать эту информацию при проведении правительственных часов, при рассмотрении, обсуждении и принятии законодательных актов. Считаем, что работа в этих двух направлениях позволит сократить нарушения в бюджетной сфере, и в целом повысить эффективность работы государственных органов», - ответил Смаилов.


Депутат Татьяна Савельева обратила внимание на растущий государственный долг.
«Высшая аудиторская палата регулярно фиксирует системные проблемы в управлении государственным долгом. Нет оценки возвратности и заимствования, анализа фискальных валютных рисков, свободного сводного баланса по всем видам долговых обязательств. И все эти проблемы на фоне роста правительственного долга, который за 10 лет увеличился в 3,5 раза. При этом размер долга остается в пределах 22% к ВВП и с точки зрения правительства не должен вызывать тревоги. Такой подход, как справедливо отмечает ВАП, искажает реальную ситуацию», - констатировала депутат.

Министр финансов Мади Такиев назвал вопрос актуальным, но отметил, что на 1 апреля госдолг составил 31,9 триллиона тенге, или 21,1% к ВВП, что является безопасным уровнем.
«Но, несмотря на это, этот вопрос мы на правительстве постоянно рассматриваем, только буквально в первом квартале мы выносили этот вопрос на СЭП. В целом, для сокращения госдолга нам необходимо уменьшать дефицит и наращивать налоговую базу, то есть доходную часть бюджета, что и делается. Я думаю, эти вопросы мы подправим. Что касается изменения в бюджетном кодексе, сегодня Министерство финансов разрабатывает нормативный правовый акт. В июле месяце мы его запустим. И следующий отчет мы уже пройдем, наверное, в бюджете, когда вы увидите в разрезе каждого субъекта, кто брал долг. Поэтому эта работа ведется», - сказал Такиев.

Депутат Каракат Абден обратила внимание на странности с налогом на добавленную стоимость (один из ключевых налогов, пополняющих бюджет). Депутат привела такие данные: в 2024 году поступления НДС составили 2,9 трлн тенге, но при этом 1,3 трлн (44%) были возвращены экспортерам. При этом возврат НДС в 2024 году значительно превысил и уровень 2023 года, и не находит подтверждения в росте казахстанского экспорта.
«Это указывает на явное несоответствие между экономической базой и масштабами возвратов», - заявила она.

Мади Такиев со своей стороны напомнил, что НДС «имеет свойство накапливаться», и в прошлом году правительство возвращало крупным налогоплательщикам, преимущественно национальным компаниям, НДС, который накапливался в течение трех лет, и сумма была значительная. При этом он подтвердил, что 80% поступающего НДС действительно возвращается экспортерам.

Однако ярко выраженных махинаций в таких схемах Такиев не видит, и не считает проблемой такой высокий процент возврата, так как «средства возвращаются в нашу экономику». С 2026 года, после вступления в действие нового налогового кодекса (находится на рассмотрении сената) в минфине будет внедрена новая информационная система, которая будет отслеживать весь путь НДС и тем самым любые недобросовестные манипуляции со схемами возврата будут исключены.


Арина Александрова, depositphotos.com.

Читайте также