Спустя несколько месяцев после трагических кантарских событий президент Касым-Жомарт Токаев провел в Акорде встречу с бизнес-сообществом страны. Тогда было сказано много обнадеживающих слов:
"Конкурентное поле будет выровнено - больше не будет каких-либо персонифицированных преференций. Заниматься честным бизнесом в Казахстане должно быть выгодно и безопасно любому. Вне зависимости от связей в госаппарате и покровительства с его стороны. Это базовая установка. Мы будем развивать малый и средний бизнес, взращивать новую волну предпринимателей, поощрять разработку свежих идей, новых смыслов", — подчеркнул Токаев.
Тогда же президент отметил, что государство не откажется от поддержки крупного, состоявшегося бизнеса: "напротив, именно от вас мы в первую очередь ждем созидательного участия в построении Справедливого Казахстана".
Так совпало, что примерно в тот же период карагандинское ТОО Backup Service Resorts вело судебные тяжбы с худшим (по оценкам главы государства) инвестором в казахстанской истории – АО "АрселорМиттал Темиртау". В результате, мягко говоря, некорректных действий металлургического гиганта, BSR - субъект МСБ, нес огромные убытки, продолжая выплачивать заработную плату и налоги. Из-за алчности иностранного миллиардера Лакшми Миттала подрядная организация недополучила необходимого финансирования на оказание услуг, но при этом добросовестно исполняла свои обязательства по договорам. Все эти обстоятельства были установлены судом в 2023 году. Еще тогда Верховный суд уличил ответчика – АО АМТ в злоупотреблении правом и уклонении от исполнения обязательств.
Но только металлургическая олигополия отнеслась к судебным актам и законам Республики Казахстан с той же мерой пренебрежительности, как и к местным подрядчикам. Чтобы не выплачивать долги, арселоровцы незаконно расторгли договора с осмелившимся судиться подрядчиком (это тоже уже установлено казахстанской Фемидой). Работникам BSR вопреки решениям суда и условиям договоров заблокировали доступ на рабочие места. Находящееся на территории "Арселора" имущество вывезти не дали. В результате столь необузданного правового беспредела, значительно увеличилось количество неисполненных обязательств АО АМТ перед ТОО Backup Service Resorts, в том числе и финансовых.
Несмотря на вступившие в силу решения суда и преюдицию, свои обязательства изгнанный из Казахстана АМТ исполнять не стал. Все обязательства и пассивы в виде задолженности перед множеством поставщиков и подрядчиков "унаследовал" вместе с активами отечественный инвестор Андрей Лаврентьев, переименовавший АО "АрселорМиттал Темиртау" в АО Qarmet. Таковы были условия сделки Миттала с нашим государством. И казахстанские чиновники в один голос уверяли, что новый владелец предприятия в качестве правопреемника по этим долгам непременно рассчитается.
Однако слова чиновников почему-то расходятся с делами Лаврентьева. Увы, поведение нового собственника АО Qarmet очень схоже с поведением старого. В ситуации с BSR прописанные в договорах условия продолжают игнорироваться и оспариваться акционерным обществом. На восстановление справедливости и доказывание "что ты не верблюд" уходят годы...
Карагандинский областной суд под руководством Ердена Арипова выносит очень странные судебные решения. В них, складывается впечатление, прослеживается отстаивание интересов промышленного гиганта. Взять, к примеру, дело с участием BSR и Qarmet, рассмотренное в феврале этого года в первой инстанции. Прошло уже девять месяцев, а оно до сих пор рассматривается апелляционной коллегией! Процесс всячески затягивается: то состав судей меняется, то на процедуру медиации приостанавливается, от которой Qarmet систематически отказывается. Такими темпами скоро годовщину спора можно будет отмечать.
Речь идет о допуске подрядчика на объекты заказчика для продолжения оказания услуг в соответствии с условиями действующих договоров. Какие подводные камни тут могут быть? И в чем смысл в затягивании процесса? Не исключено, чтобы "помочь" АО Qarmet?
Ведь за это время компания успела подать иск о расторжении договоров. Но по условиям, прописанным в контрактах, заказчик должен не только выставить уведомления о расторжении за 3 месяца, но и исполнить все свои финансовые обязательства перед подрядчиком. Первую часть процедуры Qarmet исполнил, а вот вторую исполнять явно не намеревается.
Суть в том, что если суд в конечном итоге узаконит расторжение договоров, то и допускать BSR смысла уже не будет. Хитро, не правда ли? Но ведь на момент рассмотрения дела о допуске иска о расторжении договоров и в помине не было. И не надо быть провидцем, чтобы понять, почему это происходит.
Отметим, что истец – ТОО Backup Service Resorts, заявлял ходатайство об экстерриториальности. Qarmet, естественно, отказался. Судебные акты, мы, разумеется, предрешать не беремся. Это лишь логические предположения, исходя из многолетних наблюдений за действиями карагандинских судей, над которыми председательствует Ерден Арипов. Будем рады ошибиться в своих гипотезах...
Параллельно с вышеупомянутыми разбирательствами в карагандинских судах шло еще одно. ТОО Backup Service Resorts требовало взыскать с АО Qarmet задолженность и недополученную прибыль, образовавшуюся в период 2022-2023 годов в сумме более 4 млрд тенге. Сюда вошли: долги по договорам и ежемесячная гарантированная оплата 70 % в случае отсутствия размещения заказов по договору. Плюс затраты на экономическую экспертизу и представительские расходы в размере 5 млн и 402,4 млн тенге соответственно.
Карагандинский СМЭС рассудил, что претензии истца законны и обоснованы, в минувшем июне удовлетворив его требования. Есть условия договоров, которые стороны обязаны соблюдать. А если кто-то исполняет их ненадлежащим образом и не желает этого признавать, то на то и суд, чтобы восстанавливать справедливость.
Затем дело попало на рассмотрение коллегии по гражданским делам Карагандинского областного суда в составе председательствующего Галыма Кулекеева и судей Елены Книтель и Ляззат Баян. Несколько дней назад они вынесли постановление, в котором снизили взыскиваемую сумму в 2 раза и в 20 раз убавили представительские расходы! Случилось это потому, что суд согласился с доводами юристов Qarmet о том, что "в 2023 году истец вообще не оказывал услуг ответчику". Но чья в этом вина?
BSR не по собственной прихоти их не оказал, а в результате недобросовестного поведения Qarmet! Ведь именно заказчик не допустил подрядчика на объекты, лишив возможности работать. ТОО Backup Service Resorts, к слову, все это время содержало штат работников, готовых в любой момент приступить к исполнению договорных обязательств. За это время с 2023 по 2024 годы ТОО Backup Service Resorts выплатил заработной платы и налогов свыше 700 млн тенге! Но первопричину конфликта, из-за которой наступили такие последствия, суд предпочел оставить без внимания!
Следуя логике карагандинских судей, предприниматели могут уклоняться от исполнения основных условий действующих договоров, где прописаны гарантированные выплаты, если пойдут по пути АО Qarmet? Ко всем ли Фемида будет так же благосклонна? Сомневаемся...
Возвращаясь к началу материала, хочется понять, почему игнорируется курс президента на искоренение персонифицированных преференций вне зависимости от связей в госаппарате и покровительства с его стороны?
Кстати, Андрей Лаврентьев тогда присутствовал на встрече предпринимателей с главой государства, как видно на снимке пресс-службы Акорды. И наверняка слышал фразу про поддержку крупного бизнеса. Но неужели запамятовал ее продолжение про созидательное участие бизнесменов в построении Справедливого Казахстана? Если взять случай взаимоотношений его компании с ТОО Backup Service Resorts, то не похоже, что о справедливости вообще кто-то думал. Скорее, о выгоде. Ну, а то, что очередной добросовестный субъект МСБ будет уничтожен, кажется, вообще никого не беспокоит.
Ирина Московка, фото akorda.kz, krg.sud.kz, пресс-службы Qarmet и pixabay.com