22 августа 2024

"Там, где отсутствует власть закона, нет места и какой-либо форме государственного строя" - Аристотель.

USD

487.24 KZT

EUR

529.34 KZT

RUB

5.02 KZT

22 августа 2024

"Там, где отсутствует власть закона, нет места и какой-либо форме государственного строя" - Аристотель.

USD

487.24 KZT

EUR

529.34 KZT

RUB

5.02 KZT

Акимы и их воображаемое поголовье

3 октября
Акимы и их воображаемое поголовье
Агентство по стратегическому планированию и реформам уже точно знает, кто и где оформлял приписки несуществующего скота, о котором в послании сказал президент. Если суммировать к вымышленным коровам и овцам еще и кур, то выходит далеко за 5 млн единиц сельхозскота, под которые тратились миллиарды тенге субсидий.

Желаемое за действительное

   Вот, как проблему обозначил президент Касым-Жомарт Токаев в Послании:
«Все выделяемые средства должны быть использованы эффективно. Однако недостоверные данные, а по-другому говоря, фальсификации, не позволяют оценить реальную ситуацию в сельском хозяйстве. Специальной комиссией уже выявлено несуществующих 2 млн голов крупного и более 3 млн голов мелкого рогатого скота. Такие же факты выявлены и в растениеводстве. Это по сути приписки, на которые выделялись государственные субсидии. Следует прекратить такую преступную практику, а тех, кто этим занимался, привлечь к ответственности».
   А вот свежая информация, полученная МИА Kazinform от АСПиР в ответ на запрос: «По состоянию на 1 января 2004 года, в результате актуализации данных похозяйственного электронного учета отмечены следующие изменения по сравнению с данными текущей статистики: поголовье крупного рогатого скота с учетом сельхозпредприятий сократилось на 23%, овец — на 14%, коз — на 20%, свиней — на 34%, домашней птицы — на 22%».

   Если коротко, то изначально в статданных фигурировали 7,7 млн голов крупного рогатого скота, а после корректировки по электронному похозяйственному учету реально начитали только 5,7 млн. Поголовье свиней также сильно поредело – с 468 тыс единиц на бумаге до 217 тыс в реальности. По овцам та же «картина маслом» - вместо 18,4 млн голов на самом деле в стране есть только 15,7 млн. Козы тоже «приписанные» - в наличии только 1,6 млн единиц, а не 2,1 млн, как бы хотелось. Ну и по курам реальные данные существенно отличаются от бумажных – 8 млн пернатых, а не 12,9 млн «нарисованных».

А кто это сделал?

   Вся эта шумиха вокруг приписок в сельском хозяйстве как будто бы проблема свежая, но нет. О ней эксперты говорили и несколько лет назад. Напомним.

«Одной из перспективных отраслей в Казахстане является мясное животноводство. Казахстан занимает 17-е место среди стран экспортеров с долей 0,01% на мировом рынке (2019). По итогам 2019 года экспортировано продукции более чем на 60 тысяч тонн. По заявлению представителей Мясного союза, этот показатель должен был быть достигнут в 2016 году в рамках программы «Сыбага». Задержка в 3 года связана с ошибочными данными по поголовью скота, выявленными после тотальной идентификации в животноводстве в 2011-2012 годах. Приписки по поголовью КРС составили 1,5 млн голов. Мясное животноводство сталкивается с проблемами в виде нехватки отечественного поголовья, слабого ветеринарного надзора, неудовлетворительной кормовой базы и природно-климатических условий», — отмечал эксперт в сфере общественного мониторинга Руслан Асаубаев.

   В марте 2020 года в сенате состоялись парламентские слушания по развитию АПК, в ходе которых было отмечено, что «отдельная проблема – честность и правдивость статистики».
«Всем, кто работает на земле, давно и хорошо известно, что если хочешь добиться экономического результата, вернуть инвестиции, то верить нашей статистике нельзя. Невозможно. Акиматы дезинформируют республиканские органы, республиканские органы включают недостоверную отчетность по ситуации в АПК в проекты целевых программ и государственный бюджет – необходимо разорвать этот порочный круг. Нужен аудит сельхозстатистики, допускающие искажение информации и приписки – понести за это ответственность», — говорилось на слушаниях.
   Обратите внимание, всегда речь идет не только о приведении статданных в порядок, но и о привлечении к ответственности тех, кто их исказил. Кто этим занимается из года в год?

  В конце ноября 2029 года президент Аграрно-промышленного союза Казахстана Алмас Зарипов делился личным опытом, как акимы на места в гонке за показатели роста буквально вынуждают фермеров «рисовать» не существующие цифры:


«Мне говорили, что у меня одни из лучших земель в районе, а урожаи не рекордные. Говорили, чтобы я «чуть добавил». Я же писал, как есть, и выслушивал про испорченную статистику».

В январе 2024 года депутат мажилиса Айдарбек Ходжаназаров заявил, что акиматы всех уровней, центральные органы власти меняют показатели отдельных хозяйств и приукрашают статистику, так как не несут за это никакой ответственности:


«Согласно данным отраслевых союзов, приписки по производству зерновых доходят до 3 млн тонн. Мы знаем, что в 2021 году засуха была во всех юго-западных регионах, начиная с Мангистау. В тот момент бывший министр сельского хозяйства бодро отчитался о богатом урожае в 20,1 млн тонн зерновых, несмотря на дефицит осадков. Расхождения в поголовье скота по отдельным регионам достигают 40%», — подчеркивал в начале года мажилисмен.

И, как выясняется, еще в 2023 году само Бюро национальной статистики, прекрасно осведомленное о бурных фантазиях местных акимов, поднимало вопрос о наделении его полномочиями ответственного органа за подтверждение достоверности административных данных в государственных информационных системах.

  «Статистическая информация в аграрном секторе формируется на основе данных похозяйственного учета, проводимых сельскими акимами. Однако местные исполнительные органы имеют склонность завышать или скрывать данные, искажая истинную статистику села или региона. В свою очередь сельхозпроизводители в некоторых случаях могут также давать искаженную информацию из-за опасений, связанных с налогообложением и другими факторами», — такой была позиция Нацбюро год назад.
Насколько это никак не повлияло на исправление ситуации, мы теперь видим очень хорошо. Но совсем не видим списка фамилий тех региональных «героев», которых уже лет пять обещают привлекать к ответственности за приписки.

Далеко, далеко на лугу не пасется никто

  Почему войну с приписками нужно вести более убедительно, с показательными разборками и посадками? Потому что под каждую голову сельхозскота выделяются бюджетные деньги. В 2023 году в общей сложности Минсельхоз потратил на эти цели более 107 млрд тенге. А за последние 5 лет господдержка животноводства составила 556 млрд тенге. В том числе на развитие мясного скотоводства было выделено 211 млрд тенге, или 38% от общего объема субсидий. И какая-то их часть растворилась в чьих-то карманах, судя по припискам.

  «Мы считаем, что субсидии – это зло. Если в 2019 году государство тратило на это порядка 40 млрд тенге, то сейчас – уже 250 млрд тенге, и рост продолжается. У нас рычаги приложения усилий у правительства и Нацбанка разнонаправленные. Базовая ставка, которая повышается, призвана бороться с высокой инфляцией и увеличением денежной массы в экономике. Но мы ее вынужденно дезавуируем путем наращивания субсидий. А выхода у нас другого нет, потому что стоимость финансирования высочайшая, и мы должны были хоть каким-то образом откликнуться на тот вопль бизнесменов, которые нуждаются в более дешевом финансировании», – говорил в августе 2023 года бывший вице-министр Национальной экономики Тимур Жаксылыков.

   Он не называл конкретно сельское хозяйство, а в принципе говорил о поддержке бизнеса, к которому аграрный сектор тоже относится.
Аналитики Halyk Finance регулярно исследуют разные отрасли, и по сельскому хозяйству буквально в сентябре 2024 года давали свежие выкладки. Со ссылкой на Национальный план развития страны до 2029 года, принятый и утвержденный в августе 2024 года, Санжар Калдаров отдельно остановился на системе субсидирования аграриев и «эффективности» этого механизма развития сельского хозяйства:
«На сегодня подавляющая часть государственной помощи для АПК является антирыночной по своей сути, что приводит к искажению рыночной мотивации сельхозпроизводителей к повышению своей конкурентоспособности (прежде всего, повышению производительности). Национальный план развития открыто признает проблему низкой производительности в сельском хозяйстве, но в качестве решения по-прежнему предлагает использовать и расширять механизмы льготного финансирования по ставкам ниже рыночных. Из-за подобной практики агробизнес фактически превратился в бюджетного иждивенца, который не стремится выжить за счет конкурентной борьбы, а знает, что государство всегда ему поможет и выделит средства даже в самые благоприятные для сельского хозяйства времена», — отметил аналитик.
   И это без учета финансирования воображаемого скота и воображаемых посевов.

  В 2025 году в Казахстане пройдет общенациональная сельскохозяйственная перепись. Скорее всего, ее результаты будут еще более «веселыми», чем даже скорректированные АСПиР сведения на основе электронного банка данных.

Александра Алёхова, фото gov.kz, eldala.kz, parlam.kz, pixabay.com и из личного архива экспертов