7 ноября 2024

«Государство должно защищать свободу труда, а не поощрять паразитизм привилегий» - Томас Джефферсон.

USD

509.51 KZT

EUR

570.6 KZT

RUB

6.3 KZT

7 ноября 2024

«Государство должно защищать свободу труда, а не поощрять паразитизм привилегий» - Томас Джефферсон.

USD

509.51 KZT

EUR

570.6 KZT

RUB

6.3 KZT

Золотой список благотворителей: кого имел в виду президент?

5 сентября 2024
Золотой список благотворителей: кого имел в виду президент?
За два с половиной года со старта кампании по репатриации беглых активов бюджет получил 1,09 трлн тенге. В 2022 году, когда все начиналось, правоохранительные органы называли приблизительную цифру выведенных активов в размере 140-160 млрд долларов США. В тенге это порядка 67-77 трлн. То есть еще возвращать и возвращать.

После Кантара американское аналитическое агентство Global Financial Integrity в своем ежегодном исследовании «Незаконный вывоз капитала из развивающихся стран» указало, что из Казахстана ежегодно нелегально выводится около 16,7 млрд долларов. В рейтинге из 148 стран Казахстану было отведено 11-я позиция, почти антилидерство. Поэтому Генпрокуратура, Агентство по финансовому мониторингу (АФМ), МВД и МИД с ноября 2022 года (именно тогда был подписан указ президента о возврате беглого капитала) ведут активную работу. Насколько она активна, если из 67 трлн тенге удалось вернуть только 1 трлн, судить можно только субъективно. Работать с зарубежными юрисдикциями – задача не из простых.

Скорее всего, именно по этой причине риторика государства по отношению к субъектам, причастным к отмыванию денег за пределами страны, меняется с угроз уголовным преследованием на призывы благотворить. Об этом прямо свидетельствует речь президента во время Послания 2 сентября 2024 года.



"... Обязательным условием амнистии капитала станет вложение средств в экономику Казахстана. Главное, чтобы они работали на благо страны. Этот момент необходимо закрепить нормативно. Предпринимателям, включенным в соответствующий реестр, можно дать возможность заключения соглашения без признания незаконности передаваемых активов. Это большой шаг в интересах крупных предпринимателей. Но сами предприниматели должны пойти навстречу правительству и Генеральной прокуратуре в плане направления средств в республиканский бюджет. И сделать это исходя из доброй воли, не торгуясь за каждый тенге. В то же время эти лица как граждане нашего государства обязаны вкладывать значительные средства в строительство школ, больниц, стадионов, музеев и других социально-культурных объектов. Имена таких людей могут остаться в «золотом списке» благотворителей. В случае отказа или затягивания процесса разговор с такими предпринимателями будет другой. При этом необходимо упорядочить всю информацию о возвращенных государству активах и их целевом использовании", — заявил Касым-Жомарт Токаев.

На самом деле, "по-хорошему" в казахстанском случае даже эффективнее, чем путем уголовного преследования. Потому что уголовное законодательство предусматривает только одну статью – 235-1 (Незаконный вывоз, пересылка и перевод из Республики Казахстан валютных ценностей).

Еще при Назарбаеве, правоохранительные органы пытались изменить подходы государства к борьбе с выводом активов из Казахстана. Например, в 2018 году в сенате проходил круглый стол на эту тему, где и. о. зампредседателя комитета государственных доходов министерства финансов Уалихан Дильдабаев называл конкретные причины бесполезности имеющихся у государства инструментов.
"Противодействие этому явлению (применению серых схем по перечислению денег на зарубежные счета, — Авт.) сугубо уголовными наказуемыми методами показывает, что это неэффективно, поскольку уголовная ответственность за невозврат валютной выручки у нас предусмотрена только одной статьей – 235 УК РК. Но даже по этой статье привлечение к ответственности является проблематичным, так как действующая ее редакция не позволяет в полной мере бороться, ввиду сложности доказывания умысла виновного лица. С 2015 по 2017 зарегистрировано 239 невозвратов средств из-за границы. Из 239 фактов 102 факта прекращены за отсутствием состава преступления. В суд направлено всего лишь два уголовных дела", — такие данные приводил Дильдабаев.

По его словам, сложность доказывания преступности схемы заключается в том, что сегодня существует "возможность участникам внешнеэкономической деятельности бесконечного продления контрактов, пролонгация экспортно-импортных контрактов".
В 2023 году в Уголовный кодекс введена статья 235-1, но судя по тому, что процесс идет медленно, в апреле 2024 года АФМ предлагало ужесточить наказание для субъектов, незаконно выводящих капитал за рубеж.

"Для проведения оперативных мероприятий требуется заключение Национального банка и комитета госдоходов. Из-за этого правоохранительному блоку очень сложно доказывать умысел о том, что деньги незаконно выводятся или вовремя не вернулись. Сама практика привлечения к уголовной ответственности сегодня очень слабая. Я думаю, совместными усилиями мы могли бы улучшить законодательство и санкции по уголовной ответственности. Это очень важно, я думаю, что тогда у нас работа будет проще", – говорил первый зампредседателя АФМ Улан Раисов.

Как видим, с 2018 года (и даже раньше) до сегодняшнего дня изменилось... ничего. Исключения – точечные посадки, да и те больше связаны с январскими событиями 2022 года и последовавшей денурсултанизацией, чем с общенациональной идеей вернуть народу вывезенное олигархами.
Что остается президенту, если не обещать увековечить имена сделавших правильный выбор в неких "золотых списках" благотворителей?

Главный вопрос, интересующий народ Казахстана и отмеченный президентом Токаевым, — "упорядочение всей информации о возвращенных государству активах и их целевом использовании". В открытом доступе нет полных и понятных сведений по тому триллиону, что уже оказался в стране. Есть отдельные данные о строительстве 82 школ на 46 тысяч учащихся на сумму 134 млрд тенге. Еще на баланс государственной управляющей компании поставили 218 активов на 46,7 млрд тенге. Среди них ювелирные изделия, земельные участки, жилая и коммерческая недвижимость, доли участия в уставных капиталах юридических лиц, товарно-материальные ценности и основные средства недвижимости. Но это явно не триллион.

До 2 октября по поручению премьер-министра Олжаса Бектенова правительство должно разработать общенациональный план по реализации Послания-2024. Посмотрим, сможет ли оно разработать эффективную дорожную карту и сделать процесс по расходованию собранных и возвращенных средств по настоящему прозрачным.

Александра Алёхова, фото Акорды и сгенерированное нейросетью