Практика хронического неисполнения поручений главы государства плавно перекочевала из Старого Казахстана в Новый. Их систематически ставят в повестку дня на заседаниях правительства, но от слов к делу так и не переходят или же переходят с большой волокитой. Корреспондент Жаңғырған Отан подготовил подборку нерешенных чиновниками задач.
3 сентября, на следующий день после очередного послания Касым-Жомарта Токаева, прервав привычную онлайн-трансляцию, кабмин заседал за закрытыми дверями. Решали, видимо, как быть, и что делать. Потому, что реализация целого ряда поручений президента тормозится из года в год.
Вот несколько ярких примеров, взятых из официальных пабликов правительства.
Ударные планы по автомобилестроению
«По автомобильной промышленности поручаю Министерству промышленности обеспечить значительное повышение уровня локализации производства», — перепоручил премьер-министр Олжас Бектенов.
Еще в июне 2019 года была утверждена Дорожная карта развития машиностроения на 2019-2024 годы, которая охватила все подотрасли машиностроения и содержала комплекс мероприятий по мерам поддержки, включая налоговые преференции, финансовую и сырьевую поддержку, обеспечение квалифицированными кадрами.
Постановлением правительства No 991 также 7 ноября 2023 года в Казахстане принят Комплексный план по развитию машиностроительной отрасли на 2024 – 2028 годы, где прописаны инструменты по повышению уровня локализации производства в автомобилестроении. Под комплексный план выделено финансирование. В 2024 году – 97,2 млрд тенге, в 2025-м –120,9, в 2026-м – 120,4, 2027-м - 527, 2028-м – 588. Итого почти 1,5 трлн тенге только бюджетных средств. А запланированы еще и внебюджетные траты в размере 1,3 трлн тенге.
Весной 2024-го состоялся очередной раунд обновления требований к отечественным автопроизводителям. Комплекс правил соглашений о промсборке, в рамках которого действуют эти производства, был дополнен очень существенным индикатором: доля мелкоузловой сборки через три года должна составить 50 % от всего объема выпуска предприятий.
А в конце августа 2024 года в Службе центральных коммуникаций на брифинге чиновники говорили о том, что правительством уже утвержден перечень из 17 крупных проектов с объемом инвестиций более 15 трлн тенге, в рамках которых они ожидают увеличить локализацию автомобильного производства с 10 до 50 %, с выпуском 160 тысяч автомобилей в год на двух заводах.
Почему же Бектенов и правительство снова изобретают велосипед? Откройте ранее утвержденные документы, проанализируйте их исполнение, и действуйте.
Реформирование реформ в образовании
Еще один яркий пример привычки правительства не следить за собственным документооборотом: «До 1 декабря разработать и утвердить Комплексный план по реформированию технического и профессионального, послесреднего образования», — сказал Бектенов кабмину 3 сентября.
Ранее в сентябре 2020 года была принята государственная программа развития образования и науки на 2020-2025 годы, в которой написано много правильных вещей о техническом и профессиональном образовании. Конечно, Олжас Бектенов может и об этом и не помнить, так как в то время он работал в Агентстве по противодействию коррупции. Но все министерства вице-премьеры об этом знать просто обязаны.
Кроме того, 28 марта 2023 года постановлением правительства No 249 утверждена Концепция развития дошкольного, среднего, технического и профессионального образования Республики Казахстан на 2023-2029 годы.
В ней говорится, что доступность технического и профессионального образования в 2022-2023 учебному году обеспечивали 772 организации – 446 государственных и 326 частных, в которых обучались 517,3 тыс человек. И тенденция к росту.
С 2022 года государство уже реформировало систему технического и профессионального образования, дав ей академическую самостоятельность. В 2023 году в реестр образовательных программ вошли 4 тысячи обновленных документов. Также в 2022 году состоялся переход на кредитно-модульную технологию обучения, чтобы студенты сами выбирали траекторию обучения.
Непрерывная связь колледжей с рынком труда и дуальное обучение – многолетний и непрерывный опыт государства. Что еще чиновники собираются реформировать? Опять же можно заглянуть в уже утвержденные программы и комплексные планы и понять, где буксуем.
Размножение аналогичных структур
«Также поручено в 2025 году обеспечить запуск Национального центра искусственного интеллекта», — еще из последних поручений премьер-министра.
Откатываемся чуть-чуть назад. Июль 2024-го – правительством принята Концепция по развитию искусственного интеллекта на 2024-2029 годы. Это было исполнение особого задания Касым-Жомарта Токаева, данного 7 февраля 2024 года на расширенном заседании кабмина.
«Олжас Бектенов отметил необходимость сформировать на базе National Center for AI «экосистему по вовлечению молодежи, развитию человеческого капитала и продвижению культуры искусственного интеллекта». За Министерством цифрового развития совместно с министерствами науки, просвещения, труда закреплена задача по формированию программы для ежегодного увеличения числа обучающихся специалистов, региональных центров компетенции и школ программирования», — сказано в сообщении на правительственном сайте.
Между тем у нас уже есть аналог с немного другим названием – Институт умных систем и искусственного интеллекта (ISSAI). Если не его, то, может быть, надо вместо создания какого-то нового учреждения с новым штатом и финансированием, использовать уже имеющийся рабочий ресурс с пятилетней историей?
Перерождение рабочей Концепции в Национальный проект
Особого внимания заслуживает поручение Бектенова 3 сентября «Министерству нацэкономики совместно с заинтересованными госорганами до 1 ноября 2024 года внести в правительство проект постановления по утверждению Национального проекта по модернизации энергетической и коммунальной инфраструктуры».
А как же рабочая Концепция развития жилищно-коммунальной инфраструктуры на 2023-2029 годы, утвержденная постановлением правительства No 736 23 сентября 2022 года? Что в ней не так, что срочно потребовался национальный проект?
Кроме того, в феврале 2024 года президент давал поручение ускорить модернизацию коммунально-энергетического сектора.
«Обеспечение бесперебойной работы всех систем жизнеобеспечения населенных пунктов – одна из базовых функций правительства и акиматов. Однако каждый отопительный сезон вскрывает одни и те же проблемы. Госорганы не извлекают уроков из системных ошибок и упущений, которые довели отрасль до ее нынешнего состояния. Затягивается строительство парогазовой установки на Алматинской ТЭЦ-2. Более десяти лет, с 2012 года, не можем восстановить энергоблок на Экибастузской ГРЭС-1. Есть вопросы по своевременной реализации проекта расширения и реконструкции Экибастузской ГРЭС-2. Правительство в приоритетном порядке должно завершить в этом году модернизацию 19 теплоисточников, находящихся в красной зоне риска. Следует также обеспечить ввод более 700 мегаватт дополнительной генерации. Переносы сроков уже недопустимы», — цитата из февральского поручения Касым-Жомарта Токаева.
Что сделано? Прошло уже полгода, возможно премьеру стоит разобраться в этом вопросе и запросить у профильных министерств отчет о выполненных работах?! Тогда можно будет сосредоточиться на реализации проектов, а не тратить рабочее время на написание очередного национального проекта с такой же «эффективностью» реализации, как и все намеченные ранее.
Тихоходная цифровизация соцсферы
Еще из хорошо забытого старого – тема с созданием в Казахстане «социального кошелька». Тут глава кабмина прям сильно подгоняет подчиненных - «До 1 декабря Министерству цифрового развития необходимо утвердить реестр государственных услуг, которые будут входить в цифровой платежный документ».
Опять немного истории. 15 марта 2021 года Минтруда и соцзащиты населения публиковало сообщение о создании социального кошелька в Казахстане.
«В настоящее время Национальным банком РК совместно с министерствами торговли и интеграции, цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности, труда и социальной защиты населения прорабатывается вопрос внедрения в Казахстане социального кошелька», — точная формулировка ведомства.
Прошло 3,5 года, но жареный петух клюнул именно тогда, когда президент в послании уже недвусмысленно намекнул, что тянуть дальше некуда. Было бы неплохо уже спросить с вышеупомянутых министров, почему до сих пор нет результата?!
Новая надстройка над неотрегулированным механизмом
Государственно-частное партнерство – головная боль чиновников. Годы уходят на переписывание законов, подготовку каких-то проектов, но частные инвестиции упорно в эту сферу не идут. 3 сентября 2024 года Олжас Бектенов «поручил создать Фонды подготовки проектов ГЧП».
Хотя еще летом 2020 года президент на расширенном заседании правительства озвучил проблемные зоны этого вопроса – более 90 % стоимости проектов ГЧП составляют обязательства государства, и около 30% выплат предстоят в ближайшие годы.
В январе 2022 года Касым-Жомарт Токаев встречался с бизнесом, и говорил о необходимости перезагрузки государственно-частного партнерства.
«Сегодня этот механизм, по существу, стал инструментом обхода процедур государственных закупок. На бюджет перекладываются все предпринимательские риски. Необоснованно предоставляются сверхльготы и сверхмаржинальность. Обязанности, гарантии, риски и доходы должны сбалансировано распределяться между инициаторами и государством», — цитировали СМИ слова президента.
В 2022 году правительство активно работало над внесением изменений в законодательство по вопросам государственно-частного партнерства. Тогда сами чиновники констатировали, что «существующая система нормативного регулирования отношений в сфере ГЧП, состоящая из двух базовых, частично дублирующих друг друга законов «О государственно-частном партнерстве» и «О концессиях», а также множественных законодательных актов и, соответственно, десятков подзаконных актов, громоздка в правоприменительной практике. Это порождает ошибки и возможность неоднозначного, некорректного толкования норм права».
Миннацэкономики предлагало целый список инструментов для решения обозначенных ранее проблем. Посмотреть бы, что сделано, и почему премьер-министр считает, что на нынешнем этапе Казахстану нужно именно создание неких фондов подготовки проектов ГЧП?
Кстати, в стране действует вполне жизнеспособное АО «Казахстанский центр государственно-частного партнерства» при Министерстве национальной экономики. Что за фонды еще нужны государству, чтобы реанимировать сотрудничество с частными инвесторами? Все вопросы в центр, к специалистам.
Перманентное дробление и объединение финпотоков
Наконец, не обошел президент стороной и систему здравоохранения в своем послании. И поручил сформировать единый пакет базовой медицинской помощи. Олжас Бектенов перепоручил это в кратчайшие сроки – до конца 2024 года.
Вопрос также не нов, его еще 1,5 года назад - 10 января 2023 года уже подымала тогдашний министр Ажар Гиният на годовой коллегии Минздрава.
«В 2023 году планируется объединить финансовые потоки Гарантированного объема бесплатной медицинской помощи (ГОБМП) и Обязательного социального медицинского страхования (ОСМС) в единый пул с четким разграничением перечня медицинской помощи».
То есть страна уже 8 месяцев как должна была жить с этим самым единым пакетом.
О том, что работа не сделана, Касым-Жомарт Токаев уже говорил 7 февраля 2024 года на расширенном заседании правительства.
«За пять лет работы обязательного социального медицинского страхования (ОСМС) нет улучшения качества и повышения доступности медицины. За пять лет бюджет отрасли вырос вдвое. В 2024 году на здравоохранение будет направлено 2,6 трлн тенге. При этом существенного повышения качества и доступности медицинской помощи пока не происходит. Более того, имеет место неэффективное использование ресурсов, которое приводит к серьезной финансовой перегрузке отрасли. Правительству нужно взять на жесткий контроль функционирование системы медстрахования. Данный инструмент должен быть простым и понятным», — отметил президент и сказал сформировать единый пакет медицинской помощи.
Может быть, Минздрав и формировал, но факт остается фактом – новое послание, и новое поручение. И теперь в министерствах кропотливо ваяют новые документы, чтобы уложиться в поставленные сроки. О старых, скорее всего, и не вспоминают – некогда. Схожая практика применялась еще при Назарбаеве: Программа 2005 - 2010, 2010-2014, 2014 - 2020 и т д. Результаты выполнения этих программ налицо...
Александра Алёхова, фото из телеграм-канала правительства