7 ноября 2024

«Процветание обязательно должно быть главной темой политической кампании» – Вудро Вильсон.

USD

521.57 KZT

EUR

601.01 KZT

RUB

6.65 KZT

7 ноября 2024

«Процветание обязательно должно быть главной темой политической кампании» – Вудро Вильсон.

USD

521.57 KZT

EUR

601.01 KZT

RUB

6.65 KZT

Поручения из свежего Послания президента уже раздавались ранее

10 сентября 2024
Поручения из свежего Послания президента уже раздавались ранее
Практика хронического неисполнения поручений главы государства плавно перекочевала из Старого Казахстана в Новый. Их систематически ставят в повестку дня на заседаниях правительства, но от слов к делу так и не переходят или же переходят с большой волокитой. Корреспондент Жаңғырған Отан подготовил подборку нерешенных чиновниками задач.

3 сентября, на следующий день после очередного послания Касым-Жомарта Токаева, прервав привычную онлайн-трансляцию, кабмин заседал за закрытыми дверями. Решали, видимо, как быть, и что делать. Потому, что реализация целого ряда поручений президента тормозится из года в год.
Вот несколько ярких примеров, взятых из официальных пабликов правительства.

Ударные планы по автомобилестроению

«По автомобильной промышленности поручаю Министерству промышленности обеспечить значительное повышение уровня локализации производства», — перепоручил премьер-министр Олжас Бектенов.
Еще в июне 2019 года была утверждена Дорожная карта развития машиностроения на 2019-2024 годы, которая охватила все подотрасли машиностроения и содержала комплекс мероприятий по мерам поддержки, включая налоговые преференции, финансовую и сырьевую поддержку, обеспечение квалифицированными кадрами.
Постановлением правительства No 991 также 7 ноября 2023 года в Казахстане принят Комплексный план по развитию машиностроительной отрасли на 2024 – 2028 годы, где прописаны инструменты по повышению уровня локализации производства в автомобилестроении. Под комплексный план выделено финансирование. В 2024 году – 97,2 млрд тенге, в 2025-м –120,9, в 2026-м – 120,4, 2027-м - 527, 2028-м – 588. Итого почти 1,5 трлн тенге только бюджетных средств. А запланированы еще и внебюджетные траты в размере 1,3 трлн тенге.
Весной 2024-го состоялся очередной раунд обновления требований к отечественным автопроизводителям. Комплекс правил соглашений о промсборке, в рамках которого действуют эти производства, был дополнен очень существенным индикатором: доля мелкоузловой сборки через три года должна составить 50 % от всего объема выпуска предприятий.
А в конце августа 2024 года в Службе центральных коммуникаций на брифинге чиновники говорили о том, что правительством уже утвержден перечень из 17 крупных проектов с объемом инвестиций более 15 трлн тенге, в рамках которых они ожидают увеличить локализацию автомобильного производства с 10 до 50 %, с выпуском 160 тысяч автомобилей в год на двух заводах.
Почему же Бектенов и правительство снова изобретают велосипед? Откройте ранее утвержденные документы, проанализируйте их исполнение, и действуйте.

Реформирование реформ в образовании

Еще один яркий пример привычки правительства не следить за собственным документооборотом: «До 1 декабря разработать и утвердить Комплексный план по реформированию технического и профессионального, послесреднего образования», — сказал Бектенов кабмину 3 сентября.
Ранее в сентябре 2020 года была принята государственная программа развития образования и науки на 2020-2025 годы, в которой написано много правильных вещей о техническом и профессиональном образовании. Конечно, Олжас Бектенов может и об этом и не помнить, так как в то время он работал в Агентстве по противодействию коррупции. Но все министерства вице-премьеры об этом знать просто обязаны.
Кроме того, 28 марта 2023 года постановлением правительства No 249 утверждена Концепция развития дошкольного, среднего, технического и профессионального образования Республики Казахстан на 2023-2029 годы.
В ней говорится, что доступность технического и профессионального образования в 2022-2023 учебному году обеспечивали 772 организации – 446 государственных и 326 частных, в которых обучались 517,3 тыс человек. И тенденция к росту.
С 2022 года государство уже реформировало систему технического и профессионального образования, дав ей академическую самостоятельность. В 2023 году в реестр образовательных программ вошли 4 тысячи обновленных документов. Также в 2022 году состоялся переход на кредитно-модульную технологию обучения, чтобы студенты сами выбирали траекторию обучения.
Непрерывная связь колледжей с рынком труда и дуальное обучение – многолетний и непрерывный опыт государства. Что еще чиновники собираются реформировать? Опять же можно заглянуть в уже утвержденные программы и комплексные планы и понять, где буксуем.

Размножение аналогичных структур

«Также поручено в 2025 году обеспечить запуск Национального центра искусственного интеллекта», — еще из последних поручений премьер-министра.
Откатываемся чуть-чуть назад. Июль 2024-го – правительством принята Концепция по развитию искусственного интеллекта на 2024-2029 годы. Это было исполнение особого задания Касым-Жомарта Токаева, данного 7 февраля 2024 года на расширенном заседании кабмина.
«Олжас Бектенов отметил необходимость сформировать на базе National Center for AI «экосистему по вовлечению молодежи, развитию человеческого капитала и продвижению культуры искусственного интеллекта». За Министерством цифрового развития совместно с министерствами науки, просвещения, труда закреплена задача по формированию программы для ежегодного увеличения числа обучающихся специалистов, региональных центров компетенции и школ программирования», — сказано в сообщении на правительственном сайте.
Между тем у нас уже есть аналог с немного другим названием – Институт умных систем и искусственного интеллекта (ISSAI). Если не его, то, может быть, надо вместо создания какого-то нового учреждения с новым штатом и финансированием, использовать уже имеющийся рабочий ресурс с пятилетней историей?

Перерождение рабочей Концепции в Национальный проект

Особого внимания заслуживает поручение Бектенова 3 сентября «Министерству нацэкономики совместно с заинтересованными госорганами до 1 ноября 2024 года внести в правительство проект постановления по утверждению Национального проекта по модернизации энергетической и коммунальной инфраструктуры».
А как же рабочая Концепция развития жилищно-коммунальной инфраструктуры на 2023-2029 годы, утвержденная постановлением правительства No 736 23 сентября 2022 года? Что в ней не так, что срочно потребовался национальный проект?
Кроме того, в феврале 2024 года президент давал поручение ускорить модернизацию коммунально-энергетического сектора.
«Обеспечение бесперебойной работы всех систем жизнеобеспечения населенных пунктов – одна из базовых функций правительства и акиматов. Однако каждый отопительный сезон вскрывает одни и те же проблемы. Госорганы не извлекают уроков из системных ошибок и упущений, которые довели отрасль до ее нынешнего состояния. Затягивается строительство парогазовой установки на Алматинской ТЭЦ-2. Более десяти лет, с 2012 года, не можем восстановить энергоблок на Экибастузской ГРЭС-1. Есть вопросы по своевременной реализации проекта расширения и реконструкции Экибастузской ГРЭС-2. Правительство в приоритетном порядке должно завершить в этом году модернизацию 19 теплоисточников, находящихся в красной зоне риска. Следует также обеспечить ввод более 700 мегаватт дополнительной генерации. Переносы сроков уже недопустимы», — цитата из февральского поручения Касым-Жомарта Токаева.
Что сделано? Прошло уже полгода, возможно премьеру стоит разобраться в этом вопросе и запросить у профильных министерств отчет о выполненных работах?! Тогда можно будет сосредоточиться на реализации проектов, а не тратить рабочее время на написание очередного национального проекта с такой же «эффективностью» реализации, как и все намеченные ранее.

Тихоходная цифровизация соцсферы

Еще из хорошо забытого старого – тема с созданием в Казахстане «социального кошелька». Тут глава кабмина прям сильно подгоняет подчиненных - «До 1 декабря Министерству цифрового развития необходимо утвердить реестр государственных услуг, которые будут входить в цифровой платежный документ».
Опять немного истории. 15 марта 2021 года Минтруда и соцзащиты населения публиковало сообщение о создании социального кошелька в Казахстане.
«В настоящее время Национальным банком РК совместно с министерствами торговли и интеграции, цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности, труда и социальной защиты населения прорабатывается вопрос внедрения в Казахстане социального кошелька», — точная формулировка ведомства.
Прошло 3,5 года, но жареный петух клюнул именно тогда, когда президент в послании уже недвусмысленно намекнул, что тянуть дальше некуда. Было бы неплохо уже спросить с вышеупомянутых министров, почему до сих пор нет результата?!

Новая надстройка над неотрегулированным механизмом

Государственно-частное партнерство – головная боль чиновников. Годы уходят на переписывание законов, подготовку каких-то проектов, но частные инвестиции упорно в эту сферу не идут. 3 сентября 2024 года Олжас Бектенов «поручил создать Фонды подготовки проектов ГЧП».
Хотя еще летом 2020 года президент на расширенном заседании правительства озвучил проблемные зоны этого вопроса – более 90 % стоимости проектов ГЧП составляют обязательства государства, и около 30% выплат предстоят в ближайшие годы.
В январе 2022 года Касым-Жомарт Токаев встречался с бизнесом, и говорил о необходимости перезагрузки государственно-частного партнерства.
«Сегодня этот механизм, по существу, стал инструментом обхода процедур государственных закупок. На бюджет перекладываются все предпринимательские риски. Необоснованно предоставляются сверхльготы и сверхмаржинальность. Обязанности, гарантии, риски и доходы должны сбалансировано распределяться между инициаторами и государством», — цитировали СМИ слова президента.
В 2022 году правительство активно работало над внесением изменений в законодательство по вопросам государственно-частного партнерства. Тогда сами чиновники констатировали, что «существующая система нормативного регулирования отношений в сфере ГЧП, состоящая из двух базовых, частично дублирующих друг друга законов «О государственно-частном партнерстве» и «О концессиях», а также множественных законодательных актов и, соответственно, десятков подзаконных актов, громоздка в правоприменительной практике. Это порождает ошибки и возможность неоднозначного, некорректного толкования норм права».
Миннацэкономики предлагало целый список инструментов для решения обозначенных ранее проблем. Посмотреть бы, что сделано, и почему премьер-министр считает, что на нынешнем этапе Казахстану нужно именно создание неких фондов подготовки проектов ГЧП?
Кстати, в стране действует вполне жизнеспособное АО «Казахстанский центр государственно-частного партнерства» при Министерстве национальной экономики. Что за фонды еще нужны государству, чтобы реанимировать сотрудничество с частными инвесторами? Все вопросы в центр, к специалистам.

Перманентное дробление и объединение финпотоков

Наконец, не обошел президент стороной и систему здравоохранения в своем послании. И поручил сформировать единый пакет базовой медицинской помощи. Олжас Бектенов перепоручил это в кратчайшие сроки – до конца 2024 года.
Вопрос также не нов, его еще 1,5 года назад - 10 января 2023 года уже подымала тогдашний министр Ажар Гиният на годовой коллегии Минздрава.
«В 2023 году планируется объединить финансовые потоки Гарантированного объема бесплатной медицинской помощи (ГОБМП) и Обязательного социального медицинского страхования (ОСМС) в единый пул с четким разграничением перечня медицинской помощи».
То есть страна уже 8 месяцев как должна была жить с этим самым единым пакетом.
О том, что работа не сделана, Касым-Жомарт Токаев уже говорил 7 февраля 2024 года на расширенном заседании правительства.
«За пять лет работы обязательного социального медицинского страхования (ОСМС) нет улучшения качества и повышения доступности медицины. За пять лет бюджет отрасли вырос вдвое. В 2024 году на здравоохранение будет направлено 2,6 трлн тенге. При этом существенного повышения качества и доступности медицинской помощи пока не происходит. Более того, имеет место неэффективное использование ресурсов, которое приводит к серьезной финансовой перегрузке отрасли. Правительству нужно взять на жесткий контроль функционирование системы медстрахования. Данный инструмент должен быть простым и понятным», — отметил президент и сказал сформировать единый пакет медицинской помощи.
Может быть, Минздрав и формировал, но факт остается фактом – новое послание, и новое поручение. И теперь в министерствах кропотливо ваяют новые документы, чтобы уложиться в поставленные сроки. О старых, скорее всего, и не вспоминают – некогда. Схожая практика применялась еще при Назарбаеве: Программа 2005 - 2010, 2010-2014, 2014 - 2020 и т д. Результаты выполнения этих программ налицо...

Александра Алёхова, фото из телеграм-канала правительства