На портале «Открытые НПА» размещен для публичного обсуждения анализ регуляторного воздействия по усилению регулирования за неисполнение либо ненадлежащее исполнение перевозчиком обязанностей, предусмотренных законодательством Республики Казахстан при изменении статуса рейса.
Действующее законодательство предусматривает ответственность перевозчика перед пассажиром при изменении статуса рейса (под изменением статуса рейса понимаются изменение маршрута от запланированного направления, задержка рейса, изменение расписания рейса, отмена рейса или иное изменение, влияющее на время вылета (прилета) рейса или маршрут). Наказывается такое нарушение штрафами: за первое нарушение он составляет 200 МРП (738 400 тенге), 1000 МРП (3 692 000 тенге) за действие (бездействие), предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания.

Статистика по привлечению авиаперевозчиков к административной ответственности следующая: за 2019 год был составлен 1 административный протокол на сумму 200 МРП, за 2020 год был составлен 1 протокол на сумму 1000 МРП, за 2021 год - 4 протокола на сумму 550 МРП, за 2022 год - 15 протоколов на сумму 11 550 МРП, за 2023 год - 10 протоколов на сумму 3 600 МРП, и за 10 месяцев 2022 года были составлены 12 протоколов на сумму 12 000 МРП.
«Приведенная статистика показывает как стабильный рост жалоб со стороны пассажиров, так и увеличение количества нарушений со стороны перевозчиков. Размер штрафа, предусмотренный статьей 567 КоАП, не изменялся со дня принятия КоАП, то есть с 2014 года (10 лет)», — отмечают в министерстве.Сейчас министерство предлагает увеличить штрафы – ровно в два раза. За первое однократное нарушение с действующих 200 МРП предлагается увеличить штраф до 400 МРП, за повторное нарушение в течение года – с 1000 до 2000 МРП.
«Данное ужесточение не влечет дополнительных обременений для субъектов предпринимательства (авиаперевозчиков) и/или их деятельности, так как введение новых механизмов контроля и надзора не предусматривается, а регулирование остается в рамках существующих норм. Издержки бизнеса являются допустимыми, так как обеспечение соблюдения прав пассажиров и поддержание общего уровня безопасности является приоритетным направлением в авиационной отрасли. Ожидаемые издержки для бизнеса могут быть исключены при строгом соблюдении законодательства. Авиаперевозчики, соблюдающие законодательство, смогут оплачивать увеличенные штрафы за счет минимизации нарушений требований и предотвращения административных правонарушений, что позволяет эффективно управлять своими обязанностями без значительного увеличения финансовой нагрузки», — отмечают в министерстве.
Принятие соответствующих законодательных изменений и введение их в действие планируются в 2025 году.
Арина Александрова, фото pixabay.com