
- Мы предложили норму о пожизненном заключении для должностных лиц, которые используя служебное положение, имея доступ к ресурсам и информации, участвуют в незаконном обороте наркотиков. Если их вина доказана, такие действия должны караться максимально строго, ведь они предают интересы граждан и подрывают доверие общества и угрожают безопасности граждан, — написал мажилисмен и сослался на комплексный план по борьбе с наркоманией и другие принимаемые меры.
Мажилис в первом чтении эти поправки одобрил на самом деле еще в мае 2024 года. Причем изначально МВД в декабре 2023 года собиралось в проекте поправок прописать норму об освобождении от уголовной ответственности закладчиков наркотиков, которые попадутся впервые и будут сотрудничать со следствием. Но под шквалом общественной и депутатской критики в январе 2024 года ведомство от идеи отказалось.
Динамика наркопреступности
Если проанализировать обе редакции Уголовного кодекса – от 1997 года и от 2014 года, то наркопреступления карались и караются одинаково строго:
• незаконные приобретение, перевозка или хранение без цели сбыта – от 3 до 7 лет лишения свободы;
• в целях сбыта в крупном размере – от 6 до 12;
• в группе лиц, в особо крупном размере, с использованием служебного положения – от 10 до 15;
• кроме всего предыдущего, в составе организованной группы, в организациях образования, в отношении несовершеннолетних – от 15 до 20 лет либо пожизненное лишение свободы.
Несмотря на все эти жесткие меры, за последние 10 лет в динамике число совершенных наркопреступлений существенно не меняется. А за 10 месяцев 2024 года их совершено на 14,2% больше, чем в аналогичном периоде 2023-го – 7 307 фактов против 6398.

В частности, по данным комитета по правовой статистике и специальным учетам Генпрокуратуры, лидирует по числу совершенных наркопреступлений Астана – 1 047 случаев (рост на 20,3%), на втором месте Алматы – 699 (+9%), «бронза» за Туркестанской областью – 533 (рост на 58,2%). Есть, правда, регионы, где зафиксировано снижение наркокриминальной статистики – Жамбылская область (-15,2%, с 520 до 441 случая), Шымкент (-6,8%, с 518 до 483) и область Жетысу (-6,7%, со 163 до 152 фактов).
Больше всего преступлений зарегистрированы по статье 296 УК РК (незаконное обращение с наркотическими средствами, психотропными веществами, их аналогами без цели сбыта) - 4 468 из общего числа. В этой категории лидирует также Астана с 726 случаями (рост на 2,4%), следом – Туркестанская область с ростом на 67,4% до 405 случаев против 242 годом ранее. В Алматы, напротив, снижение на 13,8% по сравнению с 10 месяцами 2023-го, но по количеству зарегистрированных наркопреступлений по статье 296 все равно южная столица в тройке лидеров – 336 фактов.
По более тяжкой, 297 наркостатье (незаконные изготовление, переработка, приобретение, хранение, перевозка в целях сбыта, пересылка либо сбыт наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов), рост за 10 месяцев 2024 года составил 27,2% - 2 017 преступлений против 1586 годом ранее. Больше всего дел зарегистрировано в Астане – 286 (рост на 105,8% со 139 факта в 2023-м), в Алматы – 285 (рост на 22,8% с 232 фактов), в Северо-Казахстанской области – 126 (+24,8% против 101 случая годом ранее).
"Официальная статистика не отражает реальное число"
В феврале 2024 года в Службе центральных коммуникаций прошел круглый стол, на котором руководитель управления департамента организации медицинской помощи минздрава Анжела Бексултанова озвучила цифры по наркопотреблению в стране. В частности, по ее словам, на 1 января 2024 года на динамическом наблюдении с диагнозом "психические поведенческие расстройства" вследствие употребления психоактивных веществ состояли 108 722 человека, в том числе 18 329 – с зависимостью от наркотических средств и психотропных веществ. Из них 91% (16 817) — это мужчины, 9% (1 512) — женщины, 2734 (15%) — молодежь от 18 до 29 лет и 66 — дети и подростки.
"Важно отметить, что официальная статистика, к сожалению, не отражает реальное количество наркозависимых в стране, так как данный показатель относится к латентным, скрытным. Многие наркозависимые скрывают свое состояние из страха перед осуждением, отвержением и ответственностью. Официальная ведомственная статистика складывается из числа лиц, попавших в поле зрения врача-нарколога, и взятых на динамическое наблюдение с диагнозом "психически-поведенческие расстройства, вызванные употреблением психоактивных веществ". При этом взятие на динамическое наблюдение осуществляется только с информированного согласия пациента", – сказала на мероприятии Анжела Бексултанова.

Все цифры по наркопотреблению и наркобизнесу – то, что успевают перехватывать медики и полиция. Но динамика в целом, как мы уже отметили выше, с годами меняется незначительно.
Комплекс мер длиною в четверть века
"Жаңғырған Отан" попробовал разобраться, сколько бюджетных денег было потрачено на реализацию программных документов по борьбе с наркобизнесом за почти 25 лет. И задался вопросом, удалось ли достичь поставленных целей: снижения числа наркопреступлений, увеличения выявляемости наркозависимости, совершенствования методик лечения и системы госконтроля над оборотом наркотиков, консолидации госорганов на совместную эффективную работу и так далее.
Итак, в 2000 году управление ООН по контролю за наркотиками и предупреждению преступности по инициативе президента Казахстана и в целях поддержки мер правительства разработало для нашей страны Мастер-план по контролю незаконного оборота наркотиков и организованной преступности на 2000-2005 годы.
Этот Мастер-план стал основанием для утверждения Стратегии борьбы с наркоманией и наркобизнесом на 2000-2005 годы в трех фазах и издания президентом указа No 395 от 16 мая по принятию Государственной программы борьбы с наркоманией и наркобизнесом на 2000-2001 годы.
В документе приведена следующая статистическая информация:
• по данным органов здравоохранения, официально зарегистрировано более 30 тысячи наркоманов. По сравнению с 1991 годом заболеваемость наркоманией выросла в 19 раз, а распространенность в 5 раз;
• стремительный рост преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. В 1998 году их было совершено 18 845, рост в 3,8 раза в период с 1991 по 1998-ый годы;
• снижение показателей принудительного лечения наркоманов с 2 025 человек в 1994 году до 1 545 человек в 1997-ом.
И вот чтобы все эти показатели снизить, в 2000-2001 году из республиканского бюджета потратили 431,5 млн тенге плюс безвозмездную техническую помощь управления ООН в размере 5 млн долларов США.
Следующей фазой реализации вышеназванной нами Стратегии стала вторая Программа борьбы с наркоманией и наркобизнесом на 2002-2003 годы. Ее принимал своим постановлением 8 июля 2002 года No 736 премьер-министр Имангали Тасмагамбетов. По деньгам республиканскому бюджету эта программа обошлась в 460,9 млн тенге.
Как мы помним, за два года до этого уже боролись с плохими показателями по наркоситуации, и вот в новой госпрограмме приводится следующая статистическая информация:
• по состоянию на 1 января 2001 года состояло на профилактическом учете 38 320 лиц, злоупотребляющих наркотическими средствами, из них 1 938 несовершеннолетних;
• на 1 января 2002 года состояло на учете уже 45 505 таких лиц и 1927 - несовершеннолетние. Из общего количества несовершеннолетних, состоящих на профилактическом учете, 1 131 составляют учащиеся, 228 - несовершеннолетние в возрасте до 15 лет; количество женщин, злоупотребляющих наркотическими средствами, составило на начало текущего года 4 420.

Что дали 4 предыдущих года борьбы с наркопреступностью и наркопотреблением? Вот данные официальной статистики, указанные в госпрограмме:
• на 1 января 2003 года на профилактическом учете состояли 47 241 человек, злоупотребляющих наркотиками, из них 1 722 – несовершеннолетние и 4700 – женщины.
• количество зарегистрированных наркопреступлений в сравнении с аналогичным периодом прошлого года снизились 5,4 % (6 месяцев 2002 года – 7 226 преступлений, 6 месяцев 2003 года – 6 837 преступлений);
• на 11 % снизились случаи зарегистрированных фактов незаконного приобретения и хранения наркотиков без цели сбыта;
• в 2004 году количество зарегистрированных наркопреступлений, связанных со сбытом, увеличилось на 59 фактов по сравнению с 2003 годом, и составили 2 441 преступление.
В госпрограмме так и пишут, что "одной из причин снижения наркопреступности явилось исключение преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 259 УК РК (старая редакция, — Авт.) из расчетов оценки раскрываемоcти". То есть правонарушать меньше не стали.
29 ноября 2005 года выходит указ президента No 1678 "Об утверждении Стратегии борьбы с наркоманией и наркобизнесом на 2006 - 2014 годы". Все последующие программы будут приняты, глядя на этот указ.
В частности, 5 апреля 2006 года за No 240 при все том же премьер-министре Даниале Ахметове выходит постановление правительства об утверждении Программы борьбы с наркоманией и наркобизнесом на 2006-2008 годы. Расходы по сравнению с предыдущими аналогичными документами резко увеличены до 2,6 млрд тенге, 1,8 из которых – из республиканского бюджета.
"В настоящее время реализованы три этапа Стратегии борьбы с наркоманией и наркобизнесом на 2001-2005 годы. Объем незаконного оборота наркотиков и масштабы злоупотребления ими в Казахстане продолжают расти, ставя под угрозу не только здоровье населения, но и оказывая негативное влияние на экономическое, политическое и социальное положение, процесс проводимых государством экономических реформ", — сказано в этой Госпрограмме.
И приведены вот такие данные:
• на 1 января 2005 года на учете с диагнозом "наркомания" состояло 47 903 человека. Особую обеспокоенность вызывает распространенность наркомании среди молодежи. Растет число наркозависимых женщин;
• по состоянию на 1 января 2006 года на учете состоят 53 577 лиц, злоупотребляющих наркотиками, в том числе 4 940 женщин, 4 843 несовершеннолетних (до 14 лет включительно – 1 233);
• В целом, с 1991 года по настоящее время количество наркозависимых увеличилось почти в 4,5 раза;
• За период 2001-2005 годы правоохранительными органами Казахстана зарегистрировано 62 519 наркопреступлений, выявлен 22 021 факт сбыта наркотических средств, изъято из незаконного оборота свыше 104,5 тонны различных наркотических средств, из них свыше 2 тонн героина;
• только в течение 2005 года выявлено 9 741 наркопреступление, из них 4 330 фактов сбыта наркотиков, изъято из незаконного оборота более 23,6 тонны наркотических средств, в том числе более 625 кг героина.
И еще кое-что любопытное из этой же госпрограммы:
"В 2002-2003 годах реальная численность наркопотребителей в стране составляет более 200 тысяч человек, или 1,3 % от численности общего населения или 2,06 % трудоспособного населения", — говорится со ссылкой на данные исследований, проведенных Национальным центром проблем формирования здорового образа жизни минздрава.
С тех пор подобных смелых заявлений никакой госорган не делал, кроме депутатов, причем значительно позже.
Следующая Программа борьбы с наркоманией и наркобизнесом на 2009-2011 годы стала вторым этапом реализации вышеуказанной нами Стратегии 2006-2014 и была утверждена постановлением Карима Масимова No 784 от 27 мая 2009 года. На ее реализацию решено выделить в 15 раз больше, чем на предыдущую — уже 39,7 млрд тенге. Посчитали, видимо, что рост финансирования антинаркотических мер спасет страну от роста наркоманов. Потому что по итогам предыдущей программы авторы указали:
• на 1 января 2009 года на учете состояло 54 669 наркопотребителей, в том числе 4 743 женщины, 3 836 несовершеннолетних, из которых до 14 лет включительно – 723;
• за последние три года количество наркопотребителей возросло на 2 % с 53,6 тысячи в 2005 году до 54,7 тысячи человек в 2008 году;
• количество состоящих на учете потребителей героина за указанный период увеличилось на 24,2 % (с 22991 до 28559), а число лиц, употребляющих опий, напротив, сократилось в 2,2 раза (с 11 936 до 5416). Количество злоупотребляющих наркотиками каннабисной группы осталось практически на прежнем уровне с незначительным ростом;
• лечение по поводу наркомании и токсикомании проходили: в 2006 году - 9 816 человек (или 18,4 % от общего числа зарегистрированных наркопотребителей), в 2007 году - 9 728 (или 17,6 %), в 2008 году - 8 360 (или 15,3 %);
• в 2006 - 2008 годах правоохранительными органами выявлено 30 990 преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, в том числе 14 535 фактов сбыта наркотиков, 1 191 фактов контрабанды. Пресечена деятельность 27 организованных преступных групп;
• в этот период из незаконного оборота изъято 76,5 тонны наркотиков, в том числе 70,3 тонн марихуаны, 2 715,7 килограммов героина, 989,7 килограммов опия.

Мы-то думали, что 39,7 млрд ранее потраченных бюджетных денег покажут особый прорыв в борьбе с плохой наркостатистикой, да не тут-то было.
В программе 2012-2016 авторы так и написали, что, "несмотря на исполнение всех запланированных мероприятий в рамках реализации плана мероприятий Программы борьбы с наркоманией и наркобизнесом на 2009-2011, она отчасти не способствовала формированию целостной системы противодействия наркомании и наркобизнесу в стране".
И объяснили это тем, что:
• наркомания продолжает активно распространяться на международной арене;
• в программе не был предусмотрен комплекс мер по консолидации усилий государственных и общественных институтов, направленный на борьбу с наркоманией и наркобизнесом;
Заодно констатировали факт того, что "доля наркозависимых лиц в возрасте от 14 до 30 лет от общего числа лиц, злоупотребляющих наркотическими средствами и психотропными веществами, составляет 49,2 %, а именно 23 036 человек, из которых 20 423 приходятся на возраст от 18 до 30 лет (общее число наркоманов за 12 месяцев 2011 года зарегистрировано в количестве 46 766 человек, — Авт.). Следовательно, тема наркомании в обществе остается актуальной, должна подниматься постоянно и находить свое должное решение на государственном уровне".
Придумали четыре основных направления работы – усиление координирующей роли уполномоченного госоргана, повышение критериев к разработке и реализации антинаркотических отраслевых программ, инициирование создания республиканской коалиции\ассоциации НПО в антинаркотической сфере, реформирование системы оказания специальных социальных услуг наркозависимым лицам.
До конца эту программу не реализовали, в июне 2016 года она утратила силу другим постановлением Масимова. И вместо нее вплоть до 2023 года никаких госпрограмм государство не принимало.
"О системной борьбе с наркоманией не может быть и речи"
По этому поводу в конце 2019 года возмущались депутаты мажилиса.
"В Казахстане ежегодно изымается от 20 до 40 тонн различных наркотических веществ. Все это находилось в незаконном обороте. По данным ООН, Казахстан занимает 33-е место среди 93 стран мира по смертности от наркотиков. Согласно официальным данным Министерства здравоохранения, количество состоящих на учете наркоманов в Казахстане снизилась с 33 тысяч в 2014 году до 22 тысяч человек в 2019 году. Однако, Республиканский Центр СПИД, оценивая число лиц, употребляющих наркотики инъекционным способом, называет гораздо большие цифры. 110 940 в 2014 году и 120 500 человек или 1% от населения в возрасте от 15 лет и старше в 2017 году. Выходит, только в этих двух узких группах число наркозависимых составляет никак не менее 150 тысяч человек. Если учесть, что статистика о наркомании, как свидетельствует мировая практика, отражает лишь треть реальной картины, то количество наркозависимых в стране, включая тех, которые не состоят на учете или потребляет наркотики другим, не инъекционным способом, можно грубо оценивать как минимум в 450 тысяч человек, то есть более 2% населения!", — писала группа мажилисменов Канат Мусин, Нурлан Абдиров и Арман Кожахметов в депутатском запросе тогдашнему премьеру Аскару Мамину.
Они обратили внимание главы кабмина и на тот факт, что в стране нет исследований, отражающих актуальную ситуацию с употреблением наркотиков, а из-за отсутствия какой-либо госпрограммы "ни о какой скоординированной, системной борьбе с наркоманией не может быть и речи". Скорее всего, этот депутатский запрос правительство никак не вдохновил, потому что новый программный документ по борьбе с наркоманией и наркобизнесом был принят в Казахстане уже в 2023 году, после избрания нового парламентского созыва.
Комплексный план по борьбе с наркоманией и наркобизнесом на 2023-2025 годы предусматривает расходы в размере 53,1 млрд тенге – рекордную сумму за последние 25 лет. В нем вообще нет никаких сведений о числе официально зарегистрированных наркоманов, но мы в самом начале этой публикации ссылались на официальный источник в минздраве.
В комплексном плане есть цифры, что ежегодный объем незаконного оборота наркотиков составляет порядка 20-25 тонн (Генпрокуратура приводит за последние годы другие цифры, более высокие), из которых более 95% приходится на наркотики каннабисной группы, около 5% на синтетические наркотики, менее 1 % на опий, героин и иные виды веществ. В 2022 году показатели их изъятия составили: общее количество - 15,9 тонны, из них "синтетики" - 582,9 кг (3,6%), героина и опия – 172,7 кг (1%), марихуаны и гашиша – 6,7 тонны (42%), каннабиса – 8,5 тонны (53,2%).
Итого, с 2000 года в Казахстане реализуется уже седьмая программа по борьбе с наркобизнесом и наркоманией, а успехи, мягко говоря, не сильно заметные, учитывая, что доставка "дури" до адресатов со времен 25-летней давности претерпела значительную трансформацию и стала еще более сложно выявляемой. Стоят достигнутые сегодня результаты 104,5 млрд потраченных бюджетных тенге за упоминаемый нами период? Наверное, стоят, а может, и нет – никто не давал экспертную оценку проделанной работе государства с глубоким анализом КПД всех реализованных за эти годы госпрограмм.
Александра Алёхова, фото polisia.kz, qamqor.gov.kz и pixabay.com