По данным АЗРК, Яндекс.Такси принадлежит до 90% рынка в Астане и Алматы, и из года в год компания усиливает свое монопольное положение. Весь прошлый год в Казахстане работали нанятые агентством зарубежные эксперты, проводя аудит алгоритмического ценообразования. И стоило ожидать, что в ведомстве наконец-то сформируют предложения по регулированию деятельности этой компании. Но в шестом пакете поправок в антимонопольное законодательство, который был презентован на этой неделе в парламенте, о Яндекс.Такси не было ни слова.
- Мы с ними постоянно встречаемся, обсуждаем. Это же не классический рынок, когда есть монополист и потребитель. В данном случае, здесь еще 300 тысяч водителей и их семьи...если мы сейчас начнем их зажимать... - объяснял неготовность зампредседателя агентства Болат Самбетов.
Но депутат Нуртай Сабильянов, который председательствовал на этом заседании, чиновника перебил и потребовал сказать, какие разрабатываются меры.

В итоге договорились, что ведомство подготовит свои предложения, а Сабильянов уверенно резюмировал, что «примут решение в отношении монополиста».
Впрочем, монопольных рынков, где никак не наведут порядок, в Казахстане хватает. 80% оптового рынка ГСМ регулирует государство в лице Казмунайгаза. А здесь по-прежнему дефицит, высокие цены и отсутствие должного контроля за рынком. В этот же список – связь, уголь, сжиженный и товарный газ, железнодорожные и авиаперевозки.

Первый зампредседателя АЗРК Рустам Ахметов с депутатом согласился и сообщил, что Air Astana сегодня деяствительно занимает больше 55% рынка, о конкуренции и стимулах к снижению цены и речи быть не может. Но напомнил, что фонд «Самрук Казына» реализовал авиакомпанию Qazaq Air катарскому инвестору на условиях увеличения количества бортов, что должно создать ценовую конкуренцию для Air Astana. Но судя по тому, что чиновник сказал дальше, в АЗРК особо не верят в то, что этот рынок станет действительно конкурентным в обозримом будущем.
- Но вообще, мы четко разделили направления законопроекта, — резюмировал Ахметов, — там, где есть монопольная структура рынка и она неизменна, как в гражданской авиации, например, мы пойдем по пути усиления ценового контроля и даже в некоторых случаях будем вводить ценовое регулирование. Ну и облегчим себе выход на антимонопольное расследование...Получится ли с помощью таких мер сделать, например, цены на авиабилеты более справедливыми, тоже большой вопрос. Представители палаты предпринимателей, например, стали грудью за интересы бизнеса в вопросе тех же коллективных исков. Сейчас нарушители антимонопольного законодательства обязаны только лишь заплатить штраф в бюджет и вернуть прибыль, полученную в результате незаконных действий. А поправки предлагают ввести еще и институт коллективных исков, чтобы возмещать ущерб потребителям. На это со стороны бизнеса полились возмущения, мол, штраф заплати, прибыль верни, еще и ущерб платить – из каких средств?
А может, просто права потребителей не нарушать?
Бахыт Нуржанова, фото gov.kz, parlam.kz и Яндекс Карты