В Ассоциации финансистов Казахстана проанализировали рынок автокредитования за первый квартал 2025 года. Этот сегмент кредитования активно растет: за январь-март 2025 года было выдано 213 тыс. автокредитов на сумму 483 млрд тенге. Это на 36% больше аналогичного показателя за 2024 год в количестве (156 тыс.) и на 22% по объёму (395 млрд тенге), передает корреспондент zorknews.kz.
На рынке автокредитования наблюдается активный рост на фоне маркетинговых мероприятий автосалонов, предложения ряда акционных продуктов, цифровизации процедур получения займа, освобождения от расчета коэффициента долговой нагрузки (КДН). Ускоренный рост автокредитования привел к тому, что в выдаче розничных займов доля автокредитов увеличилась до 12,7% с показателя в 10,2% годом ранее.
Средний размер автокредита в первом квартале 2025 года вырос незначительно — до 6,4 млн тенге, прибавив 2%. Это сопровождается умеренным ростом цен на автомобили (+4%).
Структура распределения заёмщиков по суммам займов сместилась в сторону средних значений. На займы в диапазоне 3–10 млн тенге теперь приходятся 75,2% всех заёмщиков против показателя в 66,4% годом ранее. Это отражает как умеренный рост цен на авто в стране, так и перераспределение спроса в сторону доступных по цене моделей, особенно в условиях усиленной конкуренции между автодилерами.
Средневзвешенная ставка по автокредитам опустилась до 14,8%, заметно ниже уровня базовой ставки (16,5%) и показателя в целом по займам населению.
При этом доля одобрений по заявкам на автокредиты снизилась с 18,5% до 15,7%, сохраняясь существенно ниже среднего уровня по розничному кредитованию (26,6%). В АФК отмечают, что это отражает более консервативный подход к одобрению займов на фоне жёсткой денежно-кредитной политики, обсуждаемого повышения налогов на доходы от розничного бизнеса, снижения количества платежеспособных заемщиков.
Качество портфеля по рынку сохраняется относительно стабильным, доля просроченных займов составила 3,2%, что лучше общего уровня по розничному кредитованию. Это обусловлено более строгими критериями отбора заёмщиков, наличием залогов в форме машин и возможности их использования для увеличения доходов. Доля ежемесячных платежей по автокредитам в доходах населения снизилась (с 27,7 до 24,2%) благодаря более ускоренному росту заработных плат относительно среднего размера платежа.
Ввиду повышенного спроса на автокредиты и сезонному снижению количества зарегистрированных авто в стране доля кредитных сделок от всех регистраций в первом квартале достигла 52,7% против 42,6% ранее.
При этом объём производства автомобилей в стране, характеризующийся низким переделом, за три месяца традиционно замедлился до 32,3 тыс. единиц (54,3 тыс. за 4Q24). Поэтому доля произведённых авто от общего количества зарегистрированных опустилась до 8% с 10% ранее. Во втором квартале 2025 года прогнозируется незначительное увеличение уже высокого текущего спроса на фоне ожиданий дальнейшего снижения ставок вознаграждения
«Портрет заёмщика» на рынке автокредитования изменился: выросла доля клиентов, оформляющих займы в диапазоне от 3 до 10 млн тенге. Это связано не только с умеренным ростом цен на автомобили, но и с перераспределением спроса в сторону более доступных моделей. Дополнительным фактором стал рост популярности партнёрских программ с автодилерами, предлагающими более выгодные и лояльные условия кредитования в массовом сегменте, что сделало приобретение автомобиля доступным для более широкой аудитории.
Арина Александрова, фото zoon.ru.