Возмущенное письмо подписали 24 крупных агропредпринимателя, среди которых такие известные фермеры, как Иван Сауэр, Геннадий Зенченко, Самурат Имандосов, а также действующие депутаты мажилиса Жигули Дайрабаев и Еркебулан Мамбетов.

«Сенатору мало внесения удобрений 44% от научной нормы? Пусть она посмотрит данные за последние 5-10 лет, когда вносилось всего 10% от нормы! – пишут фермеры, - и только в последние два сезона с помощью поддержки Правительства в виде программы «Кен дала» и новых подходов к субсидированию уровень внесения минеральных удобрений увеличился в разы и в 2024 году достиг объема больше 1,2 млн тонн. А раньше у фермеров просто не было возможности покупать удобрения».Похвалили аграрии профильное министерство и за то, что там наконец-то посмотрели правде в глаза и прекратили практику приписок.

Оспорили аграрии и данные Ольги Булавкиной о некачественном урожае 2024 года, большую часть которого составила пшеница 4 и 5 классов.
«Скорее всего, она путает 2024 год с 2023. Для ее сведения, зерна 4-5 класса не найти на рынке, а его цена практически сравнялась с 3 классом из-за повышенного спроса со стороны Китая. О какой затоварке элеваторов зерном низкого качества идет речь? Покупатели не могут найти этого зерна на рынке!» - сказано в письме.Впрочем, главным поводом к тому, чтобы так отреагировать на заявление сенатора, стали, судя по всему, вопросы экономики сельского хозяйства.
Ольга Булавкина обвинила Минсельхоз в том, что они поставили мукомольную отрасль в сложное положение. Субсидирование экспорта зерна (до 20–30 тыс. тенге за тонну) привело к росту внутренних цен на пшеницу (с 60–62 тыс. до 85–90 тыс. тенге за тонну), сделав переработку нерентабельной. В результате, из 250 мукомольных предприятий в стране активно работают лишь 80.

По мнению растениеводов, излишек в 3-5 миллионов тонн, который благодаря транспортным субсидиям отправился на дальние и прежде недоступные казахстанским фермерам рынки Африки, Юго-Восточной Азии и стран Персидского залива, просто продавил бы рынок, а местная мукомольная отрасль с таким объемом бы не справилась. И именно эти поставки обеспечивают казахстанским фермерам рентабельность.
Объяснили фермеры сенатору и то, как формируется цена на казахстанское сливочное масло, которую Ольга Булавкина назвала неконкурентоспособной по отношению к импортному. И заодно отметили разницу между настоящим маслом минимум по 3000 тенге за килограмм и спредом по 1800 тенге, который в качестве примера конкурентной цены привела депутат.
Бахыт Нуржанова, фото ortcom.kz, senate.parlam.kz и gov.kz