7 ноября

«Сильное государство — это не то, где много денег, а то, где есть справедливость и закон для каждого» - Төле би.

USD

495.2 KZT

EUR

522.34 KZT

RUB

4.94 KZT

7 ноября

«Сильное государство — это не то, где много денег, а то, где есть справедливость и закон для каждого» - Төле би.

USD

495.2 KZT

EUR

522.34 KZT

RUB

4.94 KZT

"Жакупова проговорилась"

7 ноября
"Жакупова проговорилась"
Руководителя министерства труда и соцзащиты Светлану Жакупову подвергли обструкции после недавнего брифинга, на котором она якобы сказала о приостановлении пенсионных выплат работающим пенсионерам. Министр позже заявила, что ее слова выдернуты из контекста, и на самом деле она имела в виду предложение рассмотреть в будущем законодательно право раннего выхода и право отложенного выхода на пенсию. И что во втором варианте выплаты из бюджета откладываются.
Большой смысловой разницы в формулировках нет, потому что в целом, как уточнила министр труда, предложение выдвинуто потому, что на рынок труда ежегодно выходят около 300 тысяч молодых людей и им «тоже нужны рабочие места».

Работа есть, кадров - нет

Эту проблему в среду, 6 ноября, на пленарном заседании мажилиса поднял депутат фракции Amanat Айдос Сарым.

«Каждый гражданин Казахстана имеет право честно работать и после достижения пенсионного возраста. Иначе как нам решать вопросы, связанные с нехваткой квалифицированных учителей, врачей и иных категорий профессионалов? Главный критерий – это оплата налогов. Напоминаю, что в Казахстане наблюдается острый кадровый кризис во всех сферах и отраслях экономики. И данный кризис связан не столько с недостатком рабочих мест, сколько с несоответствием квалификаций требованиям рынка труда. Так, по данным биржи труда enbek.kz по состоянию на 4 ноября насчитывается 53 826 вакансий, из которых 13 356 не требуют наличия опыта работы. Другая платформа по поиску работы hh.kz содержит 47 946 вакансий», — заявил в депутатском запросе мажилисмен.

По его словам, депутатов также волнует и другая тенденция - отток рабочей силы из Казахстана за рубеж преимущественно молодого возраста.

«Такие тенденции обусловлены не отсутствием рабочих мест как таковых, а низкой зарплаты и непривлекательности условий труда. Таким образом, наличие невостребованных вакансий на двух крупнейших биржах труда и отток кадров за пределы республики свидетельствует о структурных недостатках действующей системы развития трудовых ресурсов. Проведенный еще в 2021 году по методике ОЭСР анализ навыков рабочей силы показал трехкратную разницу в навыках между молодыми и старшим поколением. А это в свою очередь означает риски, что новые кадры могут быть менее квалифицированными, чем действующие», — говорится в депутатском запросе.
Айдос Сарым напомнил также, что в 2015 году при принятии поправок в трудовое законодательство именно Минтруда и социальной защиты населения «легализовало» увольнение по инициативе работодателя на основании достижения пенсионного возраста. Светлана Жакупова тогда занимала должность вице-министра, так что ей эта история хорошо известна.

У главы социального ведомства в обоснование предложения приостановить выплаты пенсий при отложенном выходе на заслуженный отдых есть аргумент, что пенсионеры «особо не хотят уходить с работы, потому что им комфортно – их знания, опыт востребованы и они могут оставаться».

Депутат Асхат Аймагамбетов, всегда реагирующий на острые социальные темы, в ответ на заявление министра труда написал в своем телеграм-канале, что «большинство пенсионеров продолжают работать не по желанию, а по необходимости, поскольку их доходов просто не хватает на базовые нужды». И Аймагамбетов гораздо ближе к истине, чем его коллега Сарым.

Нацфонд дал пробоину?

Экономист Петр Своик считает, что Светлана Жакупова не ради рабочих мест для молодежи сказала про работающих пенсионеров. Она проговорилась, став, по сути, единственным членом правительства, открыто признавшим острый бюджетный кризис.

- Речь идет не о том, чтобы старики освобождали дефицитные рабочие места молодым. На самом деле это просто прикрытие основной проблемы. А она состоит в том, что в стране острый бюджетный кризис, и правительство понятия не имеет, как с ним справляться, — говорит эксперт.

По его словам, концы с концами не сходятся все больше, и кабмин пытается их свести с помощью траншей из Национального фонда, а это его очень сильно пугает по двум причинам.

- Во-первых, сам Нацфонд уже вошел в расходный режим, что сродни «Титанику», давшему пробоину. Во-вторых, Нацфонд заливает экономику инфляцией. Потому что в свое время, когда его создавали, он был барьером от инфляции. Платежный баланс Казахстана был избыточным, и чтобы этот валютный избыток не проникал внутрь экономики и не подогревал инфляцию, специально отсекался в Нацфонд. А теперь, когда его развернули, и он пошел обратным ходом, происходит та же самая картинка валютного избытка теперь уже не от экспорта нефти, а от траншей Нацфонда, который заливает экономику инфляцией.

- Но денег в бюджете катастрофически не хватает, расходная часть сильно отстает от доходной...

- Доходная часть бюджета не падает, налоги исправно собираются, сбор их даже растет. И структура с объемами расходной части бюджета ровно такие же, как и были, всегда. На самом деле бюджетная проблема состоит как раз в том, что доходная часть растет темпом ВВП, а расходная – темпом инфляции. И поэтому чем больше инфляции в Казахстане (а расходование Нацфонда тоже плюс к инфляции), тем быстрее убегают цены на рынке, за которыми вынуждена гнаться расходная часть.
Это на самом деле – окончание той экспортно-сырьевой модели экономики, которая была создана в 90-х. И модель эта уже загибается от старости, плюс ее подорвала инфляция. Уже бюджетный кризис. Его можно сравнить с диабетом, который приходит к старости, и вопрос только в том, сколько можно протянуть в таком состоянии. Правительство, пока не желая осознавать, что вся модель заканчивается и что нужна новая, лихорадочно ищет способы хоть что-то сделать в текущей модели.
Мы свечку не держали, но можем быть уверены, что по всем министерствам прошла очень жесткая команда экономить на всем, на чем можно. Вот наша Жакупова и решила, что экономить можно и нужно на пенсиях, а пенсии в бюджете – самая большая статья расходов.

- То есть гипотетически слова министра труда могут быть реализованы в будущем на практике?

- Если правительство будет припирать к стенке окончательно, а оно реально не знает что делать, потому что ситуация на самом деле очень драматичная, то да, могут. Светлана Жакупова проговорилась, она сказала вслух то, чего не сказал еще никто. Потому что ситуация с бюджетом критическая. Его не хватает. И очень может быть, что начнутся уже перебои и с бюджетными обязательствами. Пока бюджетный кризис ощущается только в нервных действиях правительства, Нацбанка, их тревожных речах, но не в экономике, где пока еще вовремя платят зарплаты и пособия. Не хочу излишне драматизировать, но и таких мер, как экономия на пенсионерах, может не хватить, и придется урезать еще серьезнее, дойдя до пособий или, не дай бог, начнутся задержки с выплатой пенсий. Вот тогда по стране распространится тихий ужас.

Александра Алёхова, фото gov.kz, youtube-канал мажилиса, ЕНПФ