Обязательная государственная регистрация мопедов подразумевает постановку на учет и получение госномеров на любые мопеды с бензиновыми либо с электрическими двигателями. До поправок регистрации подлежал автомототранспорт с объемом двигателя свыше 50 кубосантиметров.
Также поправки предусматривают обязательное наличие у водителя любого мопеда водительского удостоверения подкатегории А1, либо наличие категории А и В в ранее полученных водительских удостоверениях.
Над поправками МВД вместе с депутатами мажилиса работали с 2023 года.
«Справедливая критика многих экспертов в отношении закона о самокатах была связана именно с тем, что мопеды остались без внимания, хотя по распространенности не уступают электросамокатам. Уже писала, что они не были предметом предыдущего пакета. Но пробелы нужно исправлять. Тем более что в 2022 году в сравнении с 2021 годом зарегистрирован рост ДТП с участием мопедов в 3,5 раза (с 101 до 352) и раненых в три раза (с 117 до 390)», — так писала в своих социальных сетях депутат Екатерина Смышляева.
В 2024 году ДТП с мопедами было еще больше, чем в 2023-м. Дорожная полиция Алматы приводила статистику по состоянию на июль – 523 ДТП, в результате которых 535 человек получили травмы, а 11 - погибли. За нарушение ПДД к административной ответственности привлечено более 19 тысяч пользователей мопедов, а на специализированную штрафную стоянку отправлено более 1,5 тысячи мопедов.
При очевидной проблеме, возникшей даже не в 2023 году, а двумя годами ранее, вывести из тени невидимых закону участников дорожного движения было необходимо гораздо раньше.
Автоэксперт Алексей Алексеев считает, что МВД и депутаты сильно опаздывают за развитием технологий.
- Поправки в законодательство по мопедам приняты, вступят в силу через 6 месяцев, но к этому времени и нашим регистрирующим органам нужно быть готовыми к большому наплыву заявителей. Я уверен, будут проблемы с получением водительских прав на управление мопедами – обязательным условием является свидетельство о прохождении обучения в автошколах. Где взять такое количество автошкол, чтобы разместить в них десятки тысяч курсантов? Так что ожидаю и очереди, и коррупцию уже на стадии обучения, — говорит Алексеев.
По его словам, стремительное размножение мопедов на дорогах – своего рода парадоксальная ситуация.
- У нас есть транспортное средство, которое едет со скоростью, аналогичной автомобильной, – 60 км/ч, но оно не было нигде зарегистрировано. Транспорт вроде есть, но его как бы нет. И это было причиной отсутствия какого-либо контроля и регулирования. В результате мы видим многочисленные факты нарушения мопедами правил дорожного движения, в том числе повлекших сотни ДТП с трагическими последствиями. Я вообще считаю, что зря на вступление поправок в силу отвели полгода. За эти шесть месяцев произойдут еще сотни аварий, и кто-нибудь погибнет.
- Алексей, а как камеры будут фиксировать нарушения ПДД мопедами, если госномера у них крепятся сзади?
- Технические возможности на съемку транспортных средств сзади у нас есть. Таких камер немного, но, думаю, раз взялись за безопасность дорожного движения, приведут в порядок и средства фиксации правонарушений. Да даже сейчас на штрафстоянках в Алматы стоят более 1,5 тысячи мопедов. В основном, за езду без шлема или по тротуару, но все же полиция время от времени устраивает рейды по мопедам с довольно продуктивным уловом. Это же очевидная демонстрация отсутствия культуры вождения у пользователей мопедов, среди которых есть и несовершеннолетние. Как только ездить без водительских прав и госномера на мопеде будет нельзя, автоматически вступают в силу нормы об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности перед третьими лицами. Когда нарушитель знает, что материальное наказание за совершенные правонарушения или тем более ДТП неизбежны, это дисциплинирует.
- Вы вроде еще в начале 2023 года обращались в администрацию президента с просьбой рассмотреть необходимость легализации мопедов как транспорта на общих условиях. Считаете, именно это сработало принятием поправок?
- Целый комплекс факторов сработал на самом деле. В МВД и в парламенте ведь тоже сидят люди, которые видят, что делается на дорогах, они читают социальные сети, следят за новостями. С другой стороны, как-то неспешно это решалось, как будто никто не предполагал, что дорожная мопедная вакханалия разрастется до сегодняшних масштабов.
Я теперь думаю, как будут решать проблему с техническим осмотром мопедов и приведением их в порядок по уровню шума? Они же все сплошь ездят без глушителей, создавая ночами невыносимые условия жильцам спальных районов. Проводить такой же формальный техосмотр, как это сейчас происходит с автомобилями – это просто смешно. Да и регламента техосмотра мопедов не существует. Вот, что за следующие полгода нужно решить государству. Я даже ратую за то, чтобы запретить ввоз бензиновых мопедов, как это сделал Китай. Там на дорогах разрешено ездить только на электромопедах – экологичных и бесшумных. Но это уже следующий этап. Сначала пусть разберутся с теми проблемами, что уже создали.
Александра Алёхова, фото из личного архива Алексея Алексеева