Ирина Рихардовна, давайте начнем с главной цифры – НДС 16%. Как это повлияет на ситуацию в строительном секторе?
А почему только в строительном секторе? Наивно полагать, что строительная индустрия существует как отдельное царство-государство. В экономике одним из важнейших понятий является СОЗАВИСИМОСТЬ. И нельзя рассматривать влияние повышения налоговых ставок для отдельно взятой индустрии — это как минимум недальновидно, как максимум — просто глупо.
Для упрощения восприятия — для строительства нужна арматура. У арматуры есть себестоимость — туда входит все затраты на её производство. Использую для простоты вульгарное слово маржа — в чём маржа предпринимателя, производящего арматуру? Цена минус совершенно все расходы, включая НДС. Если вы посмотрите на чеки в магазине, увидите, что есть такая пометка «Включая НДС столько-то столько-то». При производстве арматуры учитывается доставка, перевозка, амортизация купленного или арендуемого оборудования — все эти затраты, так или иначе, тоже включают НДС.
Это длинная и сложная цепочка, и я надеюсь, все понимают, что она не ограничивается простым повышением цен на бензин. Не нужно наивно полагать, что при повышении такого базового и простого налога, как НДС, ничего не изменится.
Один из аргументов «за» - это то, что разница между действующей ставкой 12% и объявленной 16 - не настолько велика именно для бизнеса. Это так? Почему же тогда такое критичное неприятие?
Потому что она велика. Если с простейшей математикой всё в порядке, то подсчёт вообще предельно прост. Шестнадцать процентов от десяти тысяч тенге — тысяча шестьсот тенге. Двенадцать процентов от десяти тысяч тенге — тысяча двести тенге. Если простой человек каждый день закупается на десять тысяч в магазине, то в месяц он будет платить в казну на двенадцать тысяч тенге больше. То есть больше, чем один закуп в магазине.
Внимание — не каждый может каждый день закупаться на десять тысяч тенге в месяц.
НДС – это, по сути, налог на потребление. Предприятиям же, особенно крупным, как звучит в аргументации чиновников, наоборот должно быть выгодно. И в вашем секторе – особенно, поскольку вы постоянно закупаете товары и услуги. Вам действительно лучше, если все станут плательщиками НДС, и тогда в своих процессах вы просто ставите его на взаимозачет? Или нет?
Как может быть выгодно понижение платежеспособности населения? А так или иначе, НДС, в первую очередь, понизит именно этот фактор. Ниже способность покупать — ниже способность продавать. Чувствуете зависимость одно от другого? Если я буду продавать булки хлеба дороже, то от меня уйдут клиенты. Как я буду платить своим пекарям? Да никак. У меня небольшой выбор. Либо уволить пекарей и не повышать цену, взваливая нагрузку на себя, либо повысить цену и так или иначе лишиться клиентов и снова столкнуться с необходимостью сокращения кадров.
В строительстве тоже есть свои пекари. И не нужно думать, что для строительной индустрии повышение НДС — радужная перспектива. Она ни для кого не радужная, а в период кризиса она на какое-то время просто протянет время существования неэффективного аппарата управления страной, но никак не станет стимулом для наращивания производства, энергонезависимости, строительного бума или аховым ростом рабочих мест. Всё, строго говоря, будет наоборот. Учите историю.
Предстоящее повышение НДС и снижение порога постановки на учет по НДС – это, в первую очередь, большой удар по сегменту микро- и малого бизнеса. Большинство ИП, если их таким, можно сказать, ковровым методом, сделают плательщиками НДС, просто закроются и снова уйдут в найм. А стройсектор – это все-таки средний и крупный сегмент.
Снова повторю — никто не вправе рассматривать отдельные сектора экономики ровно до тех пор, пока эти сектора зависимы друг от друга и влияют на спрос-предложения друг друга. Спад в одном секторе неминуемо ведёт к спаду в другом. Любой скачок цен даже на самом низком уровне потребительской лестницы так или иначе влияет в том числе и на строительный сектор. Мало кто понимает, насколько важно сохранять малый и средний бизнес. Тот, кто сегодня получил зарплату за укладку брусчатки или её производство, потратит завтра деньги в магазине и обеспечит работой пекарню, производителей муки и, в конечном итоге, сельхозсектор.
Предстоящее повышение НДС и снижение порога постановки на учет по НДС – это, в первую очередь, большой удар по сегменту микро- и малого бизнеса. Большинство ИП, если их таким, можно сказать, ковровым методом, сделают плательщиками НДС, просто закроются и снова уйдут в найм. А стройсектор – это все-таки средний и крупный сегмент.
Снова повторю — никто не вправе рассматривать отдельные сектора экономики ровно до тех пор, пока эти сектора зависимы друг от друга и влияют на спрос-предложения друг друга. Спад в одном секторе неминуемо ведёт к спаду в другом. Любой скачок цен даже на самом низком уровне потребительской лестницы так или иначе влияет в том числе и на строительный сектор. Мало кто понимает, насколько важно сохранять малый и средний бизнес. Тот, кто сегодня получил зарплату за укладку брусчатки или её производство, потратит завтра деньги в магазине и обеспечит работой пекарню, производителей муки и, в конечном итоге, сельхозсектор.
Не стоит рассуждать о том, что повышение ставок НДС повлияет на малый, средний или крупный бизнес по-разному. Влияние и давление будет совершенно одинаковым. А вот ответная реакция бизнеса — разной. И средние компании в строительной индустрии уже понимают, что не выдержат этот удар в конкуренции с крупным бизнесом, который весьма умело умеет обходить острые налоговые углы.
Выделять влияние повышения ставки НДС на отдельный сектор неправильно. Большинство бизнеса в стране столкнется со схожими проблемами. Повышение ставки НДС — это не только увеличение налоговой нагрузки, но и значительные административные расходы. Сегодня многие работают с бухгалтерами на аутсорсинге – переход на НДС потребует постоянного присутствия бухгалтера, для проведения расчетов и оформления отчетности, и чем больше объемы закупок товаров или услуг у компании – тем больше будет административная нагрузка. Все секторы столкнутся с ростом стоимости конечных товаров и услуг. Для всех игроков рынка общее восприятие изменений остается негативным, так как они приведут к увеличению издержек, административных сложностей и возможным экономическим рискам.
Все понимают, что сегодня в бюджете страны – в буквальном смысле дыра. И закрывать ее, в первую очередь, необходимо за счет налогов. Но мы также понимаем, что в расходах бюджета значительную часть занимают всевозможные программы поддержки, льготного кредитования, субсидирования бизнеса. И строительный сектор – один из получателей этой поддержки.
Я тоже задам вам вопрос - эта дыра выросла из-за субсидирования и льгот, или из-за неграмотного планирования? Задача любого гражданина — независимо от того, предприниматель он или нет, платить налоги. Что все и делают. Задача государства — направить эти налоги на экономический рост и создание рабочих мест. Как много заводов открылось за последние десять лет? Каким отечественным производством мы можем похвастать на уровне международной торговли?
Справедливо. Понятно желание бизнеса платить меньше налогов. Как и любого человека, впрочем. И так же понятно желание государства увеличить пополнение госказны. Как здесь найти баланс? Какие предложения есть сегодня у строительного сектора?
Никто не отказывается платить налоги. Даже большие налоги. Все хотят видеть только одно — результат их уплаты. Новые дороги. Много красивых домов. Идеальную инфраструктуры городов. Большое количество малого и среднего бизнеса. Бесплатные ВУЗы. Высокие зарплаты учителям и врачам. А не бешеное количество камер по всем углам, безбожно высокие зарплаты чиновникам и прочие якобы невероятно важные вещи.
Все понимают, что сегодня в бюджете страны – в буквальном смысле дыра. И закрывать ее, в первую очередь, необходимо за счет налогов. Но мы также понимаем, что в расходах бюджета значительную часть занимают всевозможные программы поддержки, льготного кредитования, субсидирования бизнеса. И строительный сектор – один из получателей этой поддержки.
Я тоже задам вам вопрос - эта дыра выросла из-за субсидирования и льгот, или из-за неграмотного планирования? Задача любого гражданина — независимо от того, предприниматель он или нет, платить налоги. Что все и делают. Задача государства — направить эти налоги на экономический рост и создание рабочих мест. Как много заводов открылось за последние десять лет? Каким отечественным производством мы можем похвастать на уровне международной торговли?
Справедливо. Понятно желание бизнеса платить меньше налогов. Как и любого человека, впрочем. И так же понятно желание государства увеличить пополнение госказны. Как здесь найти баланс? Какие предложения есть сегодня у строительного сектора?
Никто не отказывается платить налоги. Даже большие налоги. Все хотят видеть только одно — результат их уплаты. Новые дороги. Много красивых домов. Идеальную инфраструктуры городов. Большое количество малого и среднего бизнеса. Бесплатные ВУЗы. Высокие зарплаты учителям и врачам. А не бешеное количество камер по всем углам, безбожно высокие зарплаты чиновникам и прочие якобы невероятно важные вещи.
Предложения у нас, конечно же, есть. Одно из них – вместо НДС ввести дифференцированный единый налог с оборота для всех категорий бизнеса. Ставки этого налога необходимо обсуждать, но это обсуждение не должно сводиться лишь к тому, какую сумму необходимо добрать в бюджет. Нужно провести тщательный анализ по всем отраслям, оценку состояния отрасли, уровни текущей нагрузки, и на основе такого полноценного анализа прийти к единому коэффициенту. Нужно также установить четкие градации малого, среднего и крупного бизнеса, уменьшить участие предприятий квазигосударственного сектора и четко разграничить присутствие бизнеса и предприятий с госучастием. Для нас, думаю, и для правительства важно найти компромисс, который позволит и поддерживать экономику, и не задушить бизнес излишними налогами. Тогда будет достигнут баланс - когда ответ будет соизмерим вопросу.
Арина Александрова, фото Ирины Манжановой
Арина Александрова, фото Ирины Манжановой