Рост трансфертов из Национального фонда для покрытия дефицита бюджета несет в себе риски для финансовой и бюджетной стабильности страны. Такое мнение высказал председатель Национального банка Тимур Сулейменов.
«Мы видим, что ненефтяной дефицит остается высоким, и для покрытия общего дефицита бюджет значительно опирается на трансферты из Национального фонда. В результате баланс поступлений и изъятий средств Национального фонда остается отрицательным – изъятия превышают поступления», — констатировал Сулейменов, выступая на пленарном заседании мажилиса.
В таких условиях единственным фактором, способствующим увеличению средств Нацфонда, является инвестиционный доход. За 9 месяцев текущего года он составил 10,27%, или 6,16 млрд долларов. Только за счет этого, подчеркнул Сулейменов, активы Национального фонда с начала года выросли на 4,5% и достигли 62,7 млрд долларов.
Он отметил, что в 2024 году объем прямых трансфертов из Нацфонда составил 5,6 трлн тенге. Схожий уровень (5,3 трлн тенге) заложен в бюджете на 2025 год.
«Для понимания масштабов вливаний прямых трансфертов и других изъятий из Нацфонда – их объем по отношению ко всей денежной массе составляет почти 16%. Помимо очевидных негативных социальных эффектов, это все давит на денежный и валютный рынки, искажает валютный курс, мешает отечественному бизнесу, повышая вероятность «голландской болезни» экономики. Это проинфляционный фактор, который не дает нам возможности быстрее смягчать монетарную политику, делать базовую ставку ниже, а значит, и ставку по кредитам банков, в том числе для бизнеса», — заявил Сулейменов.
Арина Александрова,фото пресс-службы Нацбанка