7 ноября 2024

«Управлять — значит быть справедливым. Если ты будешь справедлив, кто осмелится быть несправедливым?»
– Конфуций («Лунь Юй», гл. 12).

USD

524.24 KZT

EUR

612.94 KZT

RUB

6.68 KZT

7 ноября 2024

«Управлять — значит быть справедливым. Если ты будешь справедлив, кто осмелится быть несправедливым?»
– Конфуций («Лунь Юй», гл. 12).

USD

524.24 KZT

EUR

612.94 KZT

RUB

6.68 KZT

По 352 проектам ГЧП государство полностью возместит инвесторам расходы

20 мая 2025
По 352 проектам ГЧП государство полностью возместит инвесторам расходы
Только в 2025 году правительство приняло на себя обязательства по проектам государственно-частного партнерства на сумму 941 миллиард тенге. При этом в Минфине и Миннацэкономики заявляют, что республиканский бюджет может профинансировать в четыре раза больше!

Прямо сейчас в Казахстане реализуют 1109 проектов государственно-частного партнерства. Все они условно делятся на три группы. Есть проекты, в которых предприниматель инвестирует средства, а дальше получает выгоду при реализации проекта, без какой-либо финансовой помощи от государства. К таким, например, относится известный всех школьникам «Кунделик».

Есть проекты, где государство оплачивает только операционные расходы. Это, например, построенный на частные средства детский сад, который затем получает от государства финансирование.

Но больше 32% договоров (352 проекта) предполагают возмещение всех затрат, включая инвестиционные и операционные, а также вознаграждение за управление. И в их числе наиболее затратные. Например, строительство большой кольцевой алматинской автомобильной дороги (БАКАД), пункт пропуска «Нур жолы», транспортно-логистический центр на участке Алматы-Хоргос, международный аэропорт Туркестана, строительство систем уличного освещения. В 2025 году только обязательства правительства по таким проектам (их всего 15) составили 941 млрд тенге, а есть еще сотни региональных проектов, где партнерами являются акиматы.

- По закону лимит принятия гособязательств по проектам ГЧП не должен превышать 20% от доходов республиканского бюджета, — прокомментировал эти данные вице-министр национальной экономики Арман Касенов, — значит, на 2025 год правительство могло взять обязательства на 4,3 трлн, а действующие всего 941 млрд тенге. Из этого следует лимит заполнен лишь на 25%, потенциал не реализован! А в регионах лимит свободен на 95%. В министерстве финансов также не находят рисков по неисполнению этих обязательств.

Впрочем, в ходе заседания круглого стола в сенате о необходимости дальнейшего развития ГЧП говорили с другой позиции – как, наоборот, сэкономить бюджетные средства. В Миннацэкономики, равно как и в самом АО «Казахстанский центр государственно-частного партнерства» очень высоко оценивают работу по развитию этой сферы в нашей стране, особенно после поручений главы государства.

Так, например, провели независимый аудит законодательства, регламентирующего ГЧП. В результате, в отчетах АБР казахстанский профильный закон признан соответствующим мировым стандартам. А еще будет создан пул проектов так называемой «особой значимости». Это те, что станут финансировать с помощью международных финансовых институтов. Для них прописали массу разных преференций. В том числе, освободили от прохождения государственной экспертизы.

Но эксперты называют эти новшества не иначе, как «законодательными форточками».
- Непонятно почему международные финансовые институты, другие какие-то непонятные организации будут реализовывать проекты ГЧП без экспертиз, - высказался руководитель Ассоциации независимых экспертов в сфере государственно-частного партнерства и инвестиций Арман Тлеубаев, - хотя у нас есть принципы ГЧП, у всех равный доступ к мерам господдержки, должна быть конкуренция, но ничего этого не работает. И в последнем законопроекте усилили все эти форточки.
Одновременно с этим, по мнению Тлеубаева, государство сознательно тормозит проекты ГЧП там, где они очень нужны.
- В последней концепции развития ЖКХ и энергетики отсутствует даже упоминание ГЧП, а ведь это традиционная для ГЧП сфера во всем мире, - заявил эксперт, - проекты, которые связаны с ЖКХ, энергетикой они стоят на стопе сейчас. Комитету по естественным монополиям стоит изменить политику в этом вопросе. Ни одного проекта в этой сфере, по строительству электросетей, газовых сетей, у нас нет, более того, центральный аппарат тормозит региональные департаменты. Между тем, у нас даже существует методика по расчету тарифов в сфере естественных монополий на основе договоров ГЧП, но ничего этого не работает.

Бахыт Нуржанова, фото primeminister.kz и изображение, сгенерированное ИИ