Прямо сейчас в Казахстане реализуют 1109 проектов государственно-частного партнерства. Все они условно делятся на три группы. Есть проекты, в которых предприниматель инвестирует средства, а дальше получает выгоду при реализации проекта, без какой-либо финансовой помощи от государства. К таким, например, относится известный всех школьникам «Кунделик».
Есть проекты, где государство оплачивает только операционные расходы. Это, например, построенный на частные средства детский сад, который затем получает от государства финансирование.
Но больше 32% договоров (352 проекта) предполагают возмещение всех затрат, включая инвестиционные и операционные, а также вознаграждение за управление. И в их числе наиболее затратные. Например, строительство большой кольцевой алматинской автомобильной дороги (БАКАД), пункт пропуска «Нур жолы», транспортно-логистический центр на участке Алматы-Хоргос, международный аэропорт Туркестана, строительство систем уличного освещения. В 2025 году только обязательства правительства по таким проектам (их всего 15) составили 941 млрд тенге, а есть еще сотни региональных проектов, где партнерами являются акиматы.

Впрочем, в ходе заседания круглого стола в сенате о необходимости дальнейшего развития ГЧП говорили с другой позиции – как, наоборот, сэкономить бюджетные средства. В Миннацэкономики, равно как и в самом АО «Казахстанский центр государственно-частного партнерства» очень высоко оценивают работу по развитию этой сферы в нашей стране, особенно после поручений главы государства.
Так, например, провели независимый аудит законодательства, регламентирующего ГЧП. В результате, в отчетах АБР казахстанский профильный закон признан соответствующим мировым стандартам. А еще будет создан пул проектов так называемой «особой значимости». Это те, что станут финансировать с помощью международных финансовых институтов. Для них прописали массу разных преференций. В том числе, освободили от прохождения государственной экспертизы.
Но эксперты называют эти новшества не иначе, как «законодательными форточками».
- Непонятно почему международные финансовые институты, другие какие-то непонятные организации будут реализовывать проекты ГЧП без экспертиз, - высказался руководитель Ассоциации независимых экспертов в сфере государственно-частного партнерства и инвестиций Арман Тлеубаев, - хотя у нас есть принципы ГЧП, у всех равный доступ к мерам господдержки, должна быть конкуренция, но ничего этого не работает. И в последнем законопроекте усилили все эти форточки.Одновременно с этим, по мнению Тлеубаева, государство сознательно тормозит проекты ГЧП там, где они очень нужны.
- В последней концепции развития ЖКХ и энергетики отсутствует даже упоминание ГЧП, а ведь это традиционная для ГЧП сфера во всем мире, - заявил эксперт, - проекты, которые связаны с ЖКХ, энергетикой они стоят на стопе сейчас. Комитету по естественным монополиям стоит изменить политику в этом вопросе. Ни одного проекта в этой сфере, по строительству электросетей, газовых сетей, у нас нет, более того, центральный аппарат тормозит региональные департаменты. Между тем, у нас даже существует методика по расчету тарифов в сфере естественных монополий на основе договоров ГЧП, но ничего этого не работает.
Бахыт Нуржанова, фото primeminister.kz и изображение, сгенерированное ИИ