7 ноября 2024

«Без порядка и закона государство не устоит» — Есим хан (XVI–XVII вв.).

USD

495.28 KZT

EUR

538.32 KZT

RUB

5.77 KZT

7 ноября 2024

«Без порядка и закона государство не устоит» — Есим хан (XVI–XVII вв.).

USD

495.28 KZT

EUR

538.32 KZT

RUB

5.77 KZT

Нацбанк отказался печатать деньги для покрытия долгов правительства

3 марта
Нацбанк отказался печатать деньги для покрытия долгов правительства
Национальный Банк ответил категорическим отказом на предложение депутатов «включить печатный станок», чтобы закрыть долги правительства перед фермерами по субсидиям.

С таким предложением к правительству обратились депутаты мажилиса – члены фракции «Ауыл».
«На наш взгляд, правительство более активно, чем аграриев поддерживает некоторые сектора экономики, которые образно говоря, делают деньги из воздуха, не производя материальных ценностей ни на одну тенге, но при этом зарабатывая триллионы. В этой ситуации предлагаем правительству и Национальному Банку принять смелое и неординарное решение об увеличении эмиссии денежной массы или попросту говоря включить печатный станок хотя бы на объем произведенной валовой продукции сельского хозяйства и обеспечить аграриям условия для нормальной работы. На фоне перехода правительства от политики субсидирования фермеров к политике доступного кредитования такой подход поможет аграриям более безболезненно адаптироваться к новым экономическим условиям», — говорится в официальном запросе фракции на имя премьер-министра и председателя Нацбанка.
От главы правительства ответ мажилисменам еще не поступил. Председатель Нацбанка в своем ответе акцентировал внимание на том, что «стимулирование экономики центральным банком через «печатание денег», независимо от целей и объемов, является экономической мерой с прямыми негативными последствиями». Прямым следствием таких решений является рост инфляции, которая в Казахстане и так достаточно высокая.

«Эконометрические модели и практический опыт многих стран однозначно демонстрируют, что необеспеченная эмиссия негативно влияет на экономический рост. То есть «печатание денег» может перечеркнуть все усилия и уже имеющийся прогресс Правительства и Национального Банка в достижении макроэкономической и социальной стабильности», — написал Тимур Сулейменов.

Он привел и примеры негативного влияния необеспеченных эмиссий. В их числе - Венесуэла и Зимбабве, где периоды эмиссии денег центральными банками в данных странах в целях покрытия дефицита бюджета характеризовались инфляцией в миллионы процентов (в Венесуэле в 2018 год 1,4 млн%, а 2019 году – около 10 млн%, в Зимбабве в 2008 году – 231 млн%). Да и большинство постсоветских стран, в том числе и Казахстан, в 90-х годах прошлого столетия также сталкивались с гиперинфляцией. Так, выдача Национальным Банком кредитов предприятиям, банкам и Правительству для финансирования дефицита бюджета привела к росту инфляции в Казахстане до 3060% в 1992 году, 2265% в 1993 году, 1258,3% в 1994 году.
«Предлагаемая точечная эмиссия в целях финансирования сельского хозяйства, как и любого другого сегмента экономики, не представляется возможной. Деньги не остаются внутри сектора, а проникают во все другие сектора экономики, вызывая дисбалансы между возросшим денежным предложением и объемом производства. В свою очередь это приведет к нарастанию инфляционных процессов и снижению покупательной способности национальной валюты. Кроме того, в текущих условиях любая необеспеченная эмиссия со стороны Национального Банка повлечет за собой практически автоматическое ослабление обменного курса, раскручивая инфляционную «спираль». Данные процессы сильнее всего «ударят» по наиболее уязвимым слоям населения, потому что инфляция затрагивает всех, но чем ниже доход, тем сложнее с ней справляться. Именно поэтому инфляцию называют «налогом на бедных», — объяснил Сулейменов депутатам.
Напомним, что по данным министерства финансов, по состоянию на декабрь 2024 года дополнительная потребность в субсидировании сельского хозяйства составляла 256,8 млрд тенге, в том числе: в растениеводстве – 95,3 млрд (развитие семеноводства – 8,8 млрд, производство приоритетных культур – 35,1 млрд, удобрения (за исключением органических) – 17,4 млрд, пестициды, биоагенты (энтомофаги) – 33,9 млрд); в животноводстве – 43,5 млрд; финансовые инструменты – 118 млрд (инвестиционные субсидии – 39,9 млрд, субсидирование ставок вознаграждения – 78,1 млрд). В так называемых «листах ожидания» находились одобренные заявки фермеров на сумму 194,8 млрд: растениеводство – 56,8 млрд; животноводство – 20 млрд; финансовые инструменты – 118 млрд (инвестиционное субсидирование – 39,9 млрд, субсидирование ставки вознаграждения – 78,1 млрд). Минфином рассматривалось предложение по дополнительному финансированию в размере 359,1 млрд тенге.

Арина Александрова, фото Нацбанк РК